1066 просмотров

Ричард Томас Стайтс

Т.В. Алентьева

Памяти коллеги, друга, историка, человека, влюбленного в Россию.

Ричард Томас Стайтс
Ричард Томас Стайтс

Ричард Стайтс был человеком удивительного личного обаяния, он притягивал к себе самых различных людей. Он, по выражению Сент-Экзюпери, понимал значение «роскоши человеческого общения». Вероятно, в этом ему всегда помогал неистощимый жизненный оптимизм и присущее ему чувство юмора, который никогда не оборачивался плоскими шутками, но всегда мог вызвать ответную улыбку. На его дружбу можно было положиться, он всегда держал свои обещания.

По существу, он был романтиком, преданным своей науке – истории. И, главным образом, – русской истории и культуре. Возможно, именно любовь к стране, которую он выбрал предметом изучения всей своей жизни, побудила его выучить такой трудный для американца русский язык, да еще в совершенстве. Вспоминается такой эпизод. Когда мы с Ричардм Стайтсом были в художественной галерее г. Воронежа, и кассир предположил, что он – иностранец, и потому должен платить за билет больше, чем российские граждане, Стайтс ответил ей на чистом русском языке (без всякого акцента): «Что вы, какой я – иностранец? Я – свой». С ним было легко общаться на любые темы, особенно, касающиеся русской культуры. Он прекрасно знал русские песни и поговорки. Классическая русская литература, музыка, театр – во всем этом он разбирался превосходно. Как были удивлены экскурсоводы Воронежской картинной галереи, когда он, американец, стал им рассказывать неизвестные для них детали биографии художника И.Н. Крамского.

Стайтс в России — Тула, Курск, Воронеж, Прохоровка

Когда мы с ним 12 июля 2003 года были на Прохоровском поле, где происходило самое крупное танковое сражение в истории Второй мировой войны, он спросил: «Татьяна, покажи, откуда наступали немцы». А затем добавил: «А где были наши?» И, повернувшись к стороне, откуда наступали немцы, он долго стоял, задумавшись, сосредоточенно вглядываясь в теперь уже совершенно мирный пейзаж колосящегося поля…

Ричард Стайтс родился (2 декабря 1931 года) и вырос в Филадельфии – городе, овеянном незабываемыми страницами американской истории: борьба за независимость, создание основополагающих документов американской демократии – Декларации независимости и Конституции США. Он гордился своим городом и своей страной. Ричард был подростком, когда немцы напали на СССР, но, по его словам, ему хотелось взять в руки винтовку и пойти воевать против фашистов. И как все мальчишки он сделал себе деревянное ружье и воображал себя солдатом.

После окончания католической школы он поступил в Университет Пенсильвании, в 1956 году получил степень бакалавра. Затем была учеба в магистратуре Университета им. Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон), где он защитил магистерскую диссертацию по европейской истории. Темой своей докторской диссертации он выбрал положение русских женщин во время правления Александра II. Над ней он работал в Гарвардском университете под руководством Ричарда Пайпса. В 1968 году прошла успешная защита.

Защитив докторскую диссертацию, Стайтс занялся преподавательской деятельностью на протяжении 1960-1970-х годов: Лайкоминг-колледж (Пенсильвания), Университет Брауна (Род-Айленд), Университет штата Огайо, международный колледж в Копенгагене. В 1977 году он начал работать в Джорджтаунском университете (г. Вашингтон) и не расставался с ним до конца жизни. Его лекции и семинары были наполнены живыми интересными фактами, он показывал студентам отрывки из художественных и документальных фильмов, давал слушать записи классической и популярной музыки, песен, сам иногда напевал нужные мотивы. На меня огромное впечатление произвела его лекция по истории Второй мировой войны, когда всего за 1,5 часа он смог рассказать и о начальном этапе войны, и особенно много о роли СССР в разгроме нацистской Германии. Он показывал студентам самые яркие эпизоды из советских художественных фильмов: «Она сражалась за Родину», «Два бойца», «Летят журавли». Но особенно сильное впечатление производили кадры из американского документального фильма Фрэнка Капры «Россия сражается».

Ричард, по его словам, любил хорошие детективы, кинематограф и джаз. Ему очень нравились советские актрисы: Любовь Орлова и Вера Марецкая. Не случайно он стал редактором изданий по советской популярной культуре: «Большевистская культура» («Bolshevik Culture», 1985); «Массовая культура в Советской России» («Mass Culture in Soviet Russia», 1995); «Культура и развлечения в военной России» («Culture and Entertainment in Wartime Russia», 1995).

Стайтс был любимцем студентов, он буквально «заражал» их своим интересом к России, очень многие из них выбирали темы своих магистерских диссертаций по русской истории. Он являл собой человека универсальных знаний, ему было легко в любой европейской стране. По его словам, он выучил французский, немецкий, итальянский, испанский, датский, норвежский, шведский, болгарский и русский. Он работал в библиотеках и архивах Нидерландов, Великобритании, Германии, Италии, Испании, Греции. Особенно любил Финляндию, поскольку там можно было найти уникальные документы по истории России. Но самой притягательной на всю жизнь оставалась Россия с ее богатейшей историей и культурой. Он объездил почти все республики СССР, часто бывал в Ленинграде и Москве, работал во многих архивах. Даже будучи в Курске всего несколько дней, не преминул навестить местный архив. Он всегда старался быть объективным и корректным исследователем, не стремился ни к идеализации, ни тем более к демонизации истории нашей страны. Не со всеми его взглядами и выводами можно соглашаться, но ведь для того и существует историческая наука, чтобы порождать дискуссии и искать ответы на поставленные вопросы.

Ричард Стайтс написал учебник по русской истории (в соавторстве), он автор ряда монографий: «Мечты о революции: Утопия и социальное экспериментирование в русской революции» («Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Social Experiment in the Russian Revolution», 1989, 1991); «Русская народная культура: Развлечения и общество с 1900 года» («Russian Popular Culture: Entertainment and Society since 1900», 1992); «История России: люди, легенды, события, силы» («A History of Russia: Peoples, Legends, Events, Forces», 2004); «Крепостничество, общество и культура в императорской России: удовольствие и власть» («Serfdom, Society, and the Arts in Imperial Russia: The Pleasure and the Power», 2008)   и др. Одна из его книг, вышедшая в США в 1978 г., а затем переизданная в 1991 г. – «The Women’s Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism, 1860–1930», была переведена на русский язык: «Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930 (М.: РОССПЭН, 2004 г.; 616 страниц!). Он посвятил ее своей первой русской жене – Татьяне. Его три брака окончились разводом: три его сына: Андрей, Тод и Томас Джон живут в США, дочь Александра – в России.

Ричард Стайтс имел немало престижных академических наград от Центра русских исследований в Гарварде, Института русских исследований Кеннана, фонда Гугенхейма, Института Гарримана по изучению Советского Союза, Национального гуманитарного фонда, фонда Фулбрайта и др. В 2003 году он был удостоен почетной степени доктора Университета Хельсинки, награждение которой сопровождалась старинной церемонией с вручением именного оружия – шпаги.

В последние годы он активно работал над книгой: «Четыре всадника: Революция и Контрреволюция в пост-наполеоновскую эпоху» («The Four Horsemen: Revolution and the Counter-Revolution in Post-Napoleonic Europe»), завершить которую помешала смерть. Он умер от рака в Хельсинки 7 марта 2010 года, в возрасте 78 лет. Светлая память…