450 просмотров

Ю-стрит и ее окрестности. Часть 1.

Ю-Стрит и сейчас довольно знаменита, хотя наибольшей известностью она пользовалась в 20-е годы прошлого столетия, когда ее по праву сравнивали с манхэттенским Гарлемом как центром афроамериканской культурной жизни. Об этом районе создана целая книга. Ее автор многолетний житель Вашингтона Блэр А. Рубл. Своей задачей он поставил познакомить читателей богатой историей и мощными культурными корнями  Ю-стрит, теми знаменитыми афроамериканцами, которые родились и жили тут и прославились на всю страну.

Сейчас в дневное время улица выглядит очень тихой, какой-то сонной. Другое дело – ночные часы, когда многочисленные ресторанчики и кафе вибрируют в такт всевозможной музыке: от авангардного джаза до мейнстрима хип-хопа и альт-рока. Это одно из самых популярных в Вашингтоне мест, глее можно послушать живую музыку, и попробовать экзотические блюда карибской и эфиопской кухни.

Улица расположена в Северо-Западном секторе Вашингтона, она составляет всего девять кварталов между 9-й и 18-й улицами и авеню Флориды. Этот район граничит с Дюпон-сёкл на западе и является частью довольно большого района Шоу, названного так в честь аболициониста, полковника армии северян Роберта Гульда Шоу (1837–1863), командира 54-го Массачусетского добровольческого полка инфантерии, состоящего в основном из афроамериканцев, во время Гражданской войны. Район разрастался из временных лагерей для освобожденных негров.

Добраться до Ю-стрит довольно просто, так как имеется станция метро с аналогичным названием. Станция была открыта в 1991 году.

Выйдя из метро, сразу же оказываешься возле мемориала афроамериканцам, сражавшимся в годы Гражданской войны на стороне Союза. Во время войны было сформировано 166 негритянских полков, ими командовал  более 7 тысяч белых офицеров. Был открыт в 1998 году, автор проекта афроамериканский скульптор Эдвард Нортон Гамильтон (род. В 1947 г.).

Мемориал называется «Дух свободы» и посвящен афроамериканцам, сражавшимся в армии Союза. Он представляет собой скульптурную группу из трёх вооруженных солдат и матроса – афроамериканцев. Они стоят, прижавшись к стене, а на другой ее стороне рельефно изображены женщины-афроамериканки, убегающие вместе с детьми с рабовладельческого Юга.

На стене Чести, опоясывающей Мемориал, высечены имена 209 145 солдат и матросов, афроамериканцев, сражавшихся в армии северян. На стеле высечено изречение Фредерика Дугласа: «Лучше умереть, сражаясь, чем жить в рабстве». Рядом, в двух кварталах к западу, находится небольшой музей, в котором хранятся униформа, оружие того времени, фотографии и письма. Музей предлагает выставки, видео и программы, которые рассказывают посетителям о вкладе афроамериканцев. Мне повезло встретиться на Мемориале с потомком солдата, сражавшегося за свободу в Гражданской войне и бережно хранящего память о своем прадеде, фамилию которого он с гордостью. Показал на стене Чести.

…И далее можно прогуляться вдоль Ю-стрит, где сохранилось множество викторианских особняков. Улица застраивалась между 1862 и 1900 годами, поэтому, безусловно, ее архитектура представляет интерес для историка. Дома примыкают плотно друг к другу, имея общие стены, что представляет так называемую террасную застройку, выгодную в свое время для строительных фирм.

Во второй половине XIX века здесь селились многочисленные чиновники, которые с помощью трамвая, функционировавшего здесь в начале 20 века, добирались до центра столицы. О респектабельности района говорит и тот факт, что в 1908 году здесь был основан Клуб конгрессменов, располагавшийся в красивом здании неоклассического стиля на Нью-Гэмпшир-авеню (№ 2001).

Клуб конгрессменов
Клуб конгрессменов

Любителей старинных зданий, а также продуктовых покупок, может заинтересовать Северный рынок, расположенный на Оу-стрит. Здание было построено в 1881 году в неоготическом стиле.

Оу-стрит рынок
Оу-стрит рынок

В 1920-е годы район заселяется афроамериканцами, став самой большой черной общиной столицы. В 1924 году было выстроено величественное здание баптистской церкви Шилоха, расположенное между 9-й и Пи-стрит. В 2011 г. эту церковь вместе с семьей посетил президент Барак Обама. Историками федерального округа Колумбия разработана «тропа афроамериканского наследия», в программу которой входит посещение данной церкви.

Баптистская церковь Шилоха
Баптистская церковь Шилоха

Район Ю-стрит получил прозвище «чёрный Бродвей» с легкой руки певицы Пёрл Бэйли (1918–1990). Действительно, бродя по этому району можно видеть многочисленные исторические дома, связанные с афроамериканскими деятелями культуры, политики, военными, гражданскими активистами, внесшими  свой существенный вклад в историю Америки.

В этом районе прошло детство Дюка Эллингтона (1899–1974). Его дом располагался на 13-й стрит между Т-стрит и Эс-стрит. Сейчас об этом напоминает довольно выразительная фреска на одном из домов. Эдвард Кеннеди Эллингтон – крупнейший композитор Америки, пианист, дирижер, представитель джазового искусства. Бывал на гастролях в СССР. Посмертно награжден Пулитцеровской премией.

Фреска Дюк Эллингтон
Фреска Дюк Эллингтон

На Ю-стрит в доме № 321 жил известный афроамериканский поэт, писатель и драматург Поль Лоуренс Данбар, сын бывшего раба (1872–1906). Написал четыре романа, около десятка книг стихов и рассказов, пьесу и либретто для первого в истории афроамериканского мюзикла. Наиболее известный роман – «Забава богов» (1902).

Здесь некоторое время жил поэт Лэнгстон Хьюз (1902–1967) – поэт, прозаик, драматург и журналист. Он хорошо известен как один из ведущих и влиятельных писателей культурного движения «Гарлемского ренессанса» и первооткрыватель «джазовой поэзии». В 1932–1933 гг. побывал в СССР, был корреспондентом во время гражданской войны в Испании.

В доме под номером 408 на соседней Т-стрит жил первый чернокожий мэр федерального округа Колумбия Уолтер Вашингтон (1915–2003).

В этом районе жил первый темнокожий член Верховного суда США Тургуд Маршалл (1908–1993). В 1933-м он окончил юридический факультет Ховардского университета. В 1967 году президент Линдон Джонсон выдвинул его на должность судьи Верховного суда, где в течение 24 лет он много времени уделял поддержке конституционной защиты индивидуальных прав.

В районе этой улицы жил Чарльз Ричард Дрю (1904–1950) — афроамериканский доктор, хирург и медицинский исследователь. Областью его исследований было переливание крови и совершенствование методов ее хранения. Он придумал процесс консервации крови, чтобы ее можно было хранить. Благодаря ему были спасены сотни тысяч человек за все время Второй мировой войны. К сожалению, сам врач погиб от потери крови, попав в автокатастрофу в южном штате Алабама. В ближайшем госпитале ему отказались помочь, поскольку он был чернокожим.

На Ю-стрит и примыкающих улицах сохранилось множество исторической застройки конца XIX века, многие из домов готовы рассказать увлекательную историю своих обитателей.

На соседней улице «Уи»-стрит, в доме под номером 1421 в 1881–1885 годах жила знаменитая аболиционистка Мэри Энн Шадд Кэри (1823–1893). В 1850-е годы она активно боролась против закона о беглых рабах, стала первой  темнокожей женщиной-редактором газеты «The Provincial Freeman». В послевоенные годы она работала учительницей, закончила юридический факультет университета Ховарда и стала второй в стране чернокожей женщиной-юристом. Активно участвовала в борьбе за женские избирательные права, стала признанной писательницей.

Дом Мэри Энн Шадд Кэри
Дом Мэри Энн Шадд Кэри

Писатель, журналист, дипломат, активист борьбы за равные права для афроамериканцев   Арчибальд Гримке (1849–1930) также был тесно связан с этим районом. На его творчество оказала сильное влияние аболиционистская традиция: он приходился племянником белой аболиционистке Саре Гримке. В аболиционизме Арчибальд видел не только  важную идейную позицию, но и активную общественную деятельность. Им были написаны серьезные биографические работы об Уильяме Ллойде Гаррисоне и Чарльзе Самнере, которым автор стремился подражать.

Этот район помнит и Мэри Черч Тэррелл (1863–1954), дочь бывшего раба, ставшего первым в истории чернокожим миллионером. Она стала первой чернокожей женщиной получившей университетское образование, активисткой в борьбе за гражданские права афроамериканцев и женщин, возглавляла ряд общественных организаций. Тэррелл  свободно владела немецким, испанским и французским языками. Именно она стала первой темнокожей участницей женского конгресса, который проходил в Берлине, и там произнесла речь в защиту афроамериканок на трех языках. Позже организовала Национальную ассоциацию цветных женщин. Ее дом располагался на Т-стрит под номером 326.

На Вермонт-авеню не может не привлечь двухэтажный белый особняк (№ 1901), построенный в 1894 году архитектором Р. Крампом. Этот дом был резиденцией с 1902 по 1967 годы знаменитой афроамериканской оперной певицы Лилиан Эванс Тиббс (1890–1967). Обладательница прекрасного сопрано, она выступала на сценах европейских театров и в Белом доме по приглашению Элеанор Рузвельт.

Дом Лилиан Эванс Тиббс
Дом Лилиан Эванс Тиббс

Среди исторических зданий выделяется постройка известного архитектора Пола Пельтца – Первая африканская новая церковь, также именуемая адвентистской и независимой баптистской. Здание внесено в реестр национальных памятников, но как церковь она уже давно не функционирует. В настоящее время планируется превратить ее в приют для бездомных.

Первая африканская новая церковь
Первая африканская новая церковь

Неподалеку на Нью-Гэмпшир-авеню можно видеть нарядное здание августинской лютеранской церкви постройки 1954 года (№ 2100).

Августинская лютеранская церковь
Августинская лютеранская церковь

 В районе Шоу всегда существовала бурная театральная жизнь.

В 1921 году на Ю-стрит в доме под номером 1215 открылся Линкольн-театр (архитектор Реджинальд Джиер (1889–1927). Во времена сегрегации он являлся одновременно и кинотеатром, танц-залом и своеобразной филармонией, где джаз-группы исполняли свои композиции. Здесь же начинал свои выступления такие мастера джаза как Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Лайонел Хэмптон, певицы Пёрл Бэйли, Элла Фитцджеральд, прозванная «королевой джаза», Билли Холидей, Сара Вогэн, певец и дирижер Кэб Галлоуэй. В 1968 году театр был закрыт, но в 1991 году его полностью отреставрировали и он возобновил свою деятельность в качестве музыкального театра.

Линкольн-театр
Линкольн-театр

Другой театр, Ховард-театр, в районе был открыт в 1910 году. Назван в честь Оливера Отиса Ховарда (1830–1909), генерала армии Союза в период Гражданской войны, после войны возглавлял Бюро освобожденных негров в Вашингтоне.

Театр расположен по адресу: Т-стрит, № 620.  Он был построен в неоклассическом стиле именно как театральное здание, имеющее сцену, просцениум, балкон и ложи.  Театр стал служить студией для студентов университета Ховарда. С 1922 года в нем работал в качестве продюсера и антрепренера афроамериканец Шерман Х. Дадли (1872–1940). Он был  постановщиком водевилей, актером, сочинителем песен в стиле «рэг-тайм». В 1931 году в театре со своей группой выступал Дюк Эллингтон. В 1930-е годы на сцене театра выступали такие знаменитые певцы джаза и свинга как Уильям К. Экстайн (1914–1993) и «первая леди песни» Элла Джейн Фитцджеральд (1917–1996). Во время второй мировой войны на представлениях театра бывали президент Ф.Д. Рузвельт и его супруга Элеанор Рузвельт.

В 1940-1960-е годы театр трансформировался в площадку для исполнения рок-н-ролпа, райма и блюза. На его сцене блистали такие звезды эстрады как Сара Вогэн, Дилма Вашингтон, Сэмми Дэвис-мл., Джеймс Браун, Лена Хоум, Лайонел Хэмптон, Стив Вондер и Дионна Варвик, Марта Ривз, Мэрвин Гэй и Мэри Уэллс. В конце 1960-х – 1990-е годы театр переживал трудные времена. В 2006 году началась реставрация театра и в настоящее время он снова переживает период успеха, связанный с приглашением на его сцену новых талантливых исполнителей.

Перед театром находится мемориал Дюка Эллингтона. Шестиметровая статуя была воздвигнута в 2012 году. Композитор изображен скульптором Захари Оксманом сидящим за пианино, из которого разлетаются звуки-ноты и закручиваются в скрипичный ключ. Площадь перед театром Ховарда получила имя Дюка Эллингтона.

Неподалеку, между 7-й и Т-стрит, расположился кинотеатр Данбар, здание которого было построено в 1920 году по проекту архитектора Т. Хаттона. На его сцене также выступали эстрадные артисты, в том числе и Эллингтон.

Кинотеатр Данбар
Кинотеатр Данбар

До конца 1960-х годов район Ю-стрит оставался ведущим культурным центром для афроамериканцев.

Ситуация изменилась в 1968 году в связи с убийством лидера борьбы за гражданские права афроамериканцев Мартина Лютера Кинга, когда расовые волнения охватили по крайней мере 110 городов Америки, и Вашингтон оказался в их числе. В ходе беспорядков было сожжено более 1200 домов, среди них 900 магазинов. Ущерб составил 27 млн долл. В город были введены войска в количестве более 13 тысяч человек. Такой ситуации столица США не знала со времен Гражданской войны. Ликвидация последствий потребовала значительного времени. Сейчас уже ничто на Ю-стрит не напоминает о тех бурных событиях, приведших к отмене позорной сегрегации. Хотя район пережил еще более худшие времена в 1970-е годы, связанные с распространением наркотиков. Ю-стрит стал самым притягательным местом для всех наркоманов столицы.

С тех пор многое изменилось. Исчезли асоциальные элементы, была искоренена наркомания. Район стал вполне респектабельным и интересным для туристов. В нем появились новые более современные постройки. Много работ афроамериканских архитекторов. Джон Лэнкфорд спроектировал здание под номером 1200 на Ю-стрит, Исаак Хаттон – здание Промышленного сберегательного банка, Олби Кассел – Принс-холл масонского храма (№ 10000, Ю-стрит). Масонская ветвь Принс-холл была создана как объединение масонов-афроамериканцев еще в период Войны за независимость, но большее влияние стала иметь после Гражданской войны. Здание было выстроено в 1922–1929 гг.

Масонский Принс-холл
Масонский Принс-холл

Район Ю-стрит знаменит своими кафе, ресторанами, магазинчиками.

Наиболее популярным местом на Ю-стрит является ресторан «Чили-Боул Бена», основанный еще 1958 году. Он – один из немногих, выживших в период расовых беспорядков, последовавших за убийством Мартина Лютера Кинга-мл. Он сумел пережить и период строительства метро в конце 1980-х годов. С самого начала его владельцами были Вирджиния и Бен Али. В настоящее время он стал национальным памятником. Произошло это благодаря  покровительству Билла Косби (род. В 1937 г.), афроамериканского актера, режиссера, продюсера, сценариста, музыканта. Косби частенько бывал у Бена, когда он ухаживал за своей женой Камиллой. И до сих пор, когда Косби приезжает в столицу, он захаживает к Бену вспомнить старые времена и сделать заказ на еду. Кафе получило много премий, теперь оно признано местом, которое должен посетить каждый турист. Здесь бывали Дюк Эллингтон, Майлз Дэвис, Элла Фицджеральд, Нэт Кинг Коул, Редд Фокс, Мартин Лютер Кинг-мл. и  даже президента Барака Обаму.

На стенах ресторана можно видеть исторические фотографии. Ведь фактически Бен занял здание бывшего кинотеатра «Миннехаха Никлодеон». Арочный вход в театр по-прежнему виден в очертаниях окон ресторана Бена. Театр был построен в 1910 году по проекту архитектора Ф.А. Харлехайна. Он был собственностью и управлялся с 1913 до 1920 года Шерманом Х. Дадли, ранее известного как ведущего исполнителя водевилей. Он был также владельцем Ховард-театра, как уже упоминалось выше.

Любители экзотических блюд всегда могут найти в этом районе место по вкусу.

В настоящее время район переживает период возрождения, властями города реализуется программа «Вспоминая Ю-стрит».  Он становится модным и притягательным для меломанов, так как стал одним из центров вашингтонского музыкального искусства. Насладиться новыми ритмами и мелодикой афроамериканского народного творчества можно в Линкольн-театре, Ховард-театре, Богемиен Кавернз, Клубе 9:30, Блэк Кэт, Ю-стрит Мьюзик Холл и Вельвет Лонж.

Богемиен Кавернз
Богемиен Кавернз

В районе ежегодно проводится фанк-фестиваль, представляющий музыкальное искусство, народное творчество, стрит-арт. В районе множество стенных росписей, представляющих не только граффити, но и направление мурализма (стенной росписи), что тоже не может не привлечь любопытных туристов.