1115 просмотров

О Джорджтаунском университете

Джорджтаунский университет в Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия)

02. Эмблема университетаМне здорово повезло, потому что моим принимающим университетом дважды был Джорджтаунский университет (в 2001 и 2010 годах), и он для меня стал по-настоящему близким и почти родным.

Джорджтаунский университет – один из старейших частных университетов в США. Он был основан в 1789 году как католический и иезуитский университет. Его основателем был иезуит Джон Кэрролл, памятник которому находится у главного корпуса. В 1808 году он был назначен архиепископом в г. Балтимор (Мэриленд).

О католических корнях университета и сейчас свидетельствует наличие богословского факультета, действующая часовня во внутреннем дворике. Однако на всех других факультетах образование носит исключительно светский характер и отличается высокой степенью толерантности и мультикультурализма.

Университет был вначале очень небольшим и занимал всего 60 акров в пригороде Вашингтона – Джорджтауне. В настоящее время в нем обучается 12 тысяч студентов. Штат его сотрудников составляет 5 тыс. чел. Среди его выпускников есть немало знаменитых американцев, в том числе и один из президентов США – Уильям Джефферсон Клинтон, а также ряд лидеров других стран. Среди них были король Иордании Абдулла II, король Испании Фелипе VI, множество принцев из разных стран, президент Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозо, президенты: Панамы – Рикардо Ариас, Коста-Рики – Лаура Чинчилла, Сальвадора – Альфредо Кристиани, Эквадора – Гало Плаза, Колумбии – Алонсо Микелсен, Боснии – Зелко Космич, Филиппин – Макапагал Аройо, премьер-министр Ливана – Саад Харири и мн. др.

Университет может по праву гордиться своими выпускниками, которые составляют политическую и творческую элиту, а также бизнес-элиту США. Среди них губернаторы штатов, дипломаты, чиновники высшего ранга, государственные служащие, юристы и судьи, деятели образования, культуры и религии, журналисты, писатели, музыканты, актеры, спортсмены.

Выпускники американских университетов не порывают связи со соей alma mater. Так и Джорджтаунский университет получает подарки от своих бывших воспитанников, очень ценные и очень памятные, например, плодовое дерево с табличкой, на которой написано: «Джорджтаун навсегда.

Главный кампус просто огромный, в нем легко заблудиться, если бы не карты местности и указатели. Здесь множество учебных корпусов, свой госпиталь и гостиница, рестораны и кафе, общежития и т.д.

Кроме главного кампуса, у Джорджтаунского университета есть еще Медицинский и Юридический центры в г. Вашингтоне, университетский центр в Северной Виргинии, свой центр в Катаре. В Джорджтаунском университете часто проходят международные встречи, конференции, симпозиумы. В качестве лекторов приглашают видных зарубежных и американских политиков, министров, в том числе был президент Б. Обама. Я лично слушала выступления А. Квасневского, Зб. Бжезинского, Г. Киссинджера. Особенно запоминающейся была конференция, посвященная проблемам высшего образования в США, организованная программой Фулбрайт для участников этой программы. Трудно даже просто перечислить все те страны, из которых были участники этой конференции.

Меня как историка, разумеется, интересовало состояние исторического образования в университете. Тем более, историей пронизан весь район, в котором расположился университет. Бродя по его улицам, можно узнать гораздо глубже американскую историю как таковую. Широкий интерес к истории как таковой, и к национальной истории, в первую очередь, поддерживается широким развитием исторических исследований, огромным количеством научной продукции, выпускаемой американскими университетами. Для любого преподавателя его профессиональная карьера напрямую связана с количеством и качеством публикаций, с индексом цитирования его работ. Здесь действует жесткий принцип: «Публикуйся, или умри». Большинство американских преподавателей вузов – крупные ученые, имеющие множество научных публикаций. Публикациям придается первостепенное значение, в библиотеках ведется специальный учет востребованности той или иной книги, случаев ее рецензирования и цитирования. Профессор (так называемый «полный — full-time» профессор) – высшее академическое звание и должность, он должен защитить докторскую диссертацию, завоевать авторитет лектора и педагога. Получить должность профессора в престижном университете, значит выдержать очень жесткую конкуренцию, это касается и преподавателей, работающих не на полной ставке (part-time).

Мне довелось побывать на лекциях и семинарах, спецсеминарах и спецкурсах, познакомиться с программным обеспечением и методикой преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе США. И даже самой проводить занятия по американской истории. В системе американского исторического образования оказалось много общего с нашей, особенно в методах преподавания в советский период, но были и весьма важные отличия, как позитивного, так и негативного свойства. В качестве негативного момента следует назвать фрагментарность большинства исторических курсов, что не способствует выработке системы в понимании студентами целостности и закономерности исторического процесса. В американском образовании ставка делается на узкую специализацию, в российском делалась – на фундаментальность.

На первом месте по значимости стоит американская история, ей уделяется наибольшее внимание. Среди основных исторических курсов в Джорджтаунском университете доминируют: Всеобщая история от древности к современности, История атлантического мира (Европа, Африка, Америка с 1492 г.), Тихоокеанский мир (с 1500 г.), Европейская цивилизация. Интересно, что при большом количестве курсов, достаточно традиционных и связанных с историей различных стран, в американских университетах много внимания уделяют изучению российской и советской истории. Отдельно выделяются проблемы: Большевистская революция, Великие преобразования, Мировой коммунизм, Вторая мировая война и Сталинская империя, Горбачевская перестройка. В Джорджтаунском университете давно и успешно действует Центр евразийских, русских и восточноевропейских исследований (раньше – Русский центр), у которого есть своя библиотека литературы на русском языке. Центр издает свой собственный информационный бюллетень: «CERES newsletter», в котором сообщает самую различную информацию, в том числе и о российских ученых, ставших гостями университета. Мне пришлось заниматься центре со студентами, и это был замечательный опыт.

Надолго запомнилась лекция профессора Джорджтаунского университета Ричарда Стайтса, посвященная Второй мировой и Великой Отечественной войне. Довольно кратко, но точно он определил причины и характер войны, охарактеризовал ее основные этапы и сражения. Но самое важное было то, что в ходе лекции демонстрировались отрывки из документальных и художественных фильмов: «Она сражалась за Родину», «Два бойца», «Баллада о солдате», «Россия сражается». Это произвело на студентов сильное впечатление. Было приятно, что Стайтс особенно отметил значение Курской битвы, и познакомил студентов со мной, как преподавателем из Курска. После лекции были заинтересованные вопросы о российской системе образования, о том, как учатся российские студенты, чем еще знаменит город Курск.

Вообще американские преподаватели широко применяют различные технические и компьютерные средства обучения. Интересной и новой формой работы является одновременное проведение семинаров с коллегами из других городов и даже стран с использованием компьютерных технологий в режиме on-line chat.

У исторического факультета есть собственный клуб – Мортара-центр, где проводятся внеаудиторные научные семинары, обсуждение новых исторических монографий, встречи с писателями и политиками.

Каждый американский университет имеет свои эмблемы, гербы, даже свои цвета. Так Джорджтаунский университет избрал своими цветами: серый и синий. Произошло это не случайно. В период ожесточенной Гражданской войны Севера и Юга 925 выпускников и студентов присоединились к армии конфедератов, а 216 – к армии Союза. Территория колледжа была занята федеральными войсками, его корпуса использовались для военных госпиталей. После окончания войны официальными цветами университета стали серый (цвет южан) и синий (цвет северян), как символы восстановления единства страны.

И как любой американский университет имеет своего неформального покровителя, так для Джорджтаунского университета им стал бульдог, в синей футболке и серой кепке.

Наиболее яркие события в жизни любого американского университета – это дни их основания. К таким праздникам готовятся заранее. День рождения Джорджтаунского университета отмечался в течение двух дней. Это было яркое запоминающееся зрелище и целая сеть мероприятий: от выступления президента университета до разрезания огромного праздничного торта и совместного угощения. Было много ярких выступлений самодеятельных артистов, игр и аттракционов, а также выставка-продажа книг преподавателей, где авторы могли раздавать автографы.

Интересно, что главная площадка университета перед зданием гуманитарных наук называется «Красной площадью». Это – место для самых различных объявлений. Они появляются практически каждый день и сообщают о самых различных мероприятиях, акциях, празднествах, семинарах, дискуссиях, обсуждении фильмов, спектаклей, книг и т.п.

А самое уютное место в университете, как только потеплеет, это – внутренний дворик, где расположена католическая часовня. Перед ней небольшой фонтан и лавочки, на которых всегда можно видеть читающих студентов. Особенно очарователен Джорджтаунский университет весной, окруженный цветущими деревьями…