801 просмотров

Клио в разных измерениях. Американское общество и история.

//Американский ежегодник, 2001. М., 2003. 311 с. С.280-302.

 Т.В.Алентьева

Живя в настоящем, человеку необходимо соразмерять его с опытом прошлого. Забвение собственной истории чревато непредсказуемыми последствиями. Уроки истории могут многому научить и многое объяснить. Вот почему из всех муз, покровительниц искусств, наиболее значимой является Клио. Римскому политику и оратору Цицерону принадлежат следующие слова: «История поистине свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, наставница жизни, вестница прошлого»[2]. Эти рассуждения Цицерона как нельзя более применимы к современному обществу, особенно, американскому. Можно сказать, что в США наблюдается настоящий исторический бум, и знакомство с отношением американцев к своему прошлому представляется интересным и поучительным для общества российского.

Конечно, степень знакомства общества со своим прошлым зависит от профессионального цеха историков. И в этом отношении американцам есть, чем гордится. В США существует два крупнейших профессиональных объединения ученых. Это: Американская историческая ассоциация (АHА)[3], основанная в 1884 году, и Организация американских историков (OAH), созданная в 1907, как Историческая ассоциация долины Миссисипи. Организация Американских Историков — самое большое профессиональное общество, специализирующееся на обучении и изучении Американской истории. Она насчитывает более 12 000 членов в США и за границей, включая университетских профессоров, студентов, учителей, архивариусов, хранителей музеев, ученых, занимающихся проблемами изучения американской истории[4]. В течение четырех дней каждую весну проводятся ежегодные конференции, на которые собирается от 2 тыс. до 2 500 членов и гостей. OAH издает три ежеквартальных периодических издания: «OAH Newsletter», «OAH Magazine of History» и «Journal of American History», в течение десятилетий являющийся ведущим академическим журналом в области истории. Недавно было основано Историческое Сообщество[5]. Чтобы способствовать продвижению исторической науки, OAH поддерживает и присуждает 20 главных академических наград и призов. Штаб-квартира ОАH с 1970 года располагается в г. Блумингтон, штат Индиана[6]. Для того, чтобы усилить защиту историков на национальном уровне OAH участвует в Национальном Координационном комитете для развития исторической науки и Национальном союзе гуманитарных наук. Членство в OAH открыто для любого, интересующегося историей. Ее ассоциированными членами являются около 30 специализированных исторических обществ, таких как: «Женщины в исторической профессии»; «Общество истории геев и лесбиянок»; «Общество историков американского коммунизма»; «Общество военной истории», «Общество Устной Истории», «Общество истории международных отношений» и др., объединенных в Национальный совет исторического образования (NCHE)[7].

Автору данной статьи посчастливилось побывать на двух ежегодных конгрессах OAH: в 1995 г. в Вашингтоне[8] и в 2001 г. в Лос-Анджелесе, благодаря содействию АСПРЯЛ и ЮСИА, способствующих организации научных обменов между СНГ и США. Поражал размах обоих форумов, огромное количество участников. Общая тема конференции 2001 г. была «Rethinking our Audiences». 94-й съезд ОАН проходил в комфортабельном отеле «Westin Bonaventure» в центре Лос-Анджелеса. График работы был весьма напряженным, заседания продолжались с 8 утра до 10 часов вечера. Своеобразной и неформальной формой общения были завтраки, ланчи, приемы. Они устраивались различными историческими обществами – «Обществом истории позолоченного века и прогрессивной эры», «Обществом истории сельского хозяйства», «Обществом истории труда и рабочего класса», «Обществом городской истории» и другими. «Женщины в истории» — тема, продолжавшая доминировать на многих заседаниях. Как бы в подтверждение возрастающей роли женщин в исторической профессии, президентом OAH на новый срок была избрана афро-американка Дарлин Хайн, профессор истории Мичиганского университета. Организация работы всей конференции была построена в целом традиционно: общие пленарные заседания и секции, а также круглые столы. Новые формы работы конференции, которые были весьма плодотворны: интерактивная мастерская, просмотр и обсуждение фильмов («Историки вовлекаются в кино: чувство места, себя и других», «Вестерны: история как фильм и фильм как история»), «живые разговоры». В рамках Национального дня истории было показано 10-минутное представление школьников на тему: «Обретение американской силы. Джонас Сэлкс и вакцина против полиомиелита в США».

Разнообразие тем поражало: «История бейсбола»; «Автомобильная Америка: автомобильная индустрия, корпорации и американская политическая культура»; «Президентские выборы 2000 года»; «Книгоиздание: будущее исторических публикаций (Может ли помочь E-book?)»; «Будущее национальных архивов: исследователи и доступ». Поскольку конференция проходила в Лос-Анджелесе, видное место в дискуссиях на конференции занял Голливуд. «Создание документальных исторических фильмов для телевидения»; «Послевоенный Голливуд: представления о расовой и национальной идентичности»; «Политика Голливуда и популистская политика: использование антикоммунизма в холодной войне в Америке» – таковы были темы для обсуждения.

«The History E-Book Project» – весьма значительный и интересный проект для историков (1999-2004), который возглавил Американский совет по изучению общества (ACLS), получивший 3-миллионный грант от Фонда Э. В. Меллона. Цель проекта – поощрять издание книг по истории в электронном варианте в сети Интернет, мультимедийных изданий, а также публикацию исторических текстов. Предполагается создание текстов не только со сносками, библиографией, но и гиперссылками, включая изображения, диаграммы, карты, видео- и аудио-материалы. Проект предусматривает также создание сети гиперссылок и библиографии, с тем, чтобы создавались необходимые «кластеры» из взаимосвязанных проблем. Возможности всемирной сети Интернет позволят читателю иметь более разнообразные источники информации, поскольку в распоряжении авторов имеются беспрецедентные возможности для передачи богатого разнообразия исторического материала. В проект вовлечены 5 ведущих исторических обществ Америки: Американская историческая ассоциация, Ассоциация по изучению Ближнего Востока, Организация американских историков, Американское общество Ренессанса, Общество истории технологии, и 10 крупнейших университетских издательств[9].

В отличие от предыдущих конференций довольно мало места отводилось ранней американской истории, Войне за независимость, Гражданской войне. Зато XX-й век был представлен достаточно широко. Опять же спектр обсуждаемых вопросов был достаточно широк: «Видя красных. Перспективы антирадикализма во время первой красной паники»; «Историки и память Холокоста»; «Вспоминая забытую войну. Изучение Корейской войны»; «Религия, анти-либерализм и политика в Америке после 2 мировой войны»; «Борьба за индустриальную демократию»; «Уроки для нового века: раса, обеспечение жильем и бедность в послевоенных американских городах» и др.

Большинство секций не отличались многолюдством, заседания сводились к прослушиванию представленных докладов и ответам на 2-3 вопроса. Но тема, которая привлекла очень многих и вызвала бурные дискуссии, была заявлена как «Новый курс Ф.Рузвельта: его друзья и враги». Здесь было немало острых выступлений, неоднозначных оценок. Не менее «шумным» оказалось обсуждение итогов президентской кампании 2000 года. Оценки давались довольно резкие, историков волновало, удастся ли сохранить демократические основы президентских выборов. Некоторые заседания носили «выездной характер» и проводились за пределами отеля. Так проблема «Миф, память и история в Калифорнии. 1880-1940» обсуждалась в Японо-американском национальном музее. Весьма оживленной получилась дискуссия на тему: «Найти место в Службе национальных парков для отражения истории борьбы за гражданские права». Широкий спектр поставленных и обсуждаемых на съезде историков проблем позволяет судить о современном состоянии американской истории. На нем наблюдался самый широкий диапазон суждений, подходов, позиций от консервативно-традиционных до леворадикальных. О необходимости сохранять свободу дискуссии говорил в своем докладе президент OAH К. Джексон.

Исполнительный Совет OAH единодушно принял обращение в защиту Майкла А. Беллисайлса[10], автора работы «Вооружая Америку: истоки национальной культуры оружия» и в поддержку академической свободы. «Хотя и необходимо подвергать критике любую академическую работу и оценивать ее параметры исходя из анализа источников, Исполнительный совет Организации американских историков рассматривает персональные нападки или преследование авторов, как разрушительные по отношению к традиции свободного обмена идеями и продвижению нашего знания о прошлом. Исполнительный Совет OAH утверждает, что историки должны быть свободны в проведении своих исследования; и в том, чтобы распространять эти исследования в публикациях и в аудитории; и публично выражать заключения, основанные на этих исследованиях, будь то в зале суда или в масс-медиа»[11].

Исполнительный Совет OAH выразил также беспокойство относительно попыток Администрации Буша-младшего воспрепятствовать доступу историков к бумагам Рейгановской администрации, поскольку это нарушает президентское постановление 1978 г.

Участникам конференции были предложены экскурсии в Музей Поля Гетти, Японо-американский национальный музей, Библиотеку Хантингтона.

Особого упоминания заслуживает огромнейшая книжная ярмарка — выставка, на которой было представлено более 100 издательств. Она просто поражала своим размахом, изобилием представленной книгоиздательской продукции, разнообразием проблематики. Книги продавались со скидкой, можно было делать предварительные заказы.

На ярмарке было представлено переиздание двухтомника «Кто построил Америку?» (1492 — 1914), созданного в рамках американского проекта социальной истории Р. Розенцвейгом, С. Бриром, Д. Брауном и др.[12] В нем описаны сотни биографий простых людей на основе многочисленных документов. Издание представляет комплексный компьютеризированный труд, включающий документальный фильм, записи рабочих песен, слайды, документы. Издательство «Bedford St. Martin’s» предлагало реферативный справочник по использованию ресурсов Интернета.[13] Издательство Чикагского университета представило серию книг по проблеме: «сексуальность, история и общество». Весьма многочисленными были разнообразные энциклопедии, всевозможные биографические справочники и словари.

Последний день работы конференции прошел в форме «живых разговоров» или «дружеских бесед». Среди наиболее интересных тем, обсуждавшихся на этих встречах, были: «Будет ли услышан голос историков на Капитолийском холме» (здесь обсуждались вопросы законодательства, затрагивающего интересы историков); «История мужчин и мужественности» (эта секция должна была стать вызовом засилью женской истории в США); «Действительно ли Интернет — плохая услуга историческому исследованию?» (здесь обсуждались проблемы ответственности исследователей и архивариусов в связи с использованием компьютерных материалов); «Будущее журнала «Labor History» (с участием главного редактора Л. Финка, Иллинойский университет, Чикаго).

Было одобрено намерение OAH стать официальным партнером проекта «Декларация Независимости», организованного продюсером ТВ Н. Лиром и пионером интернета Д. Хейденом, чтобы поднять гражданское сознание в Америке, вовлекая граждан, занятых только личной жизнью, в более активное участие в политическом процессе.

Важное внимание на конференции уделялось проблемам преподавания истории в вузах и школах. Их обсуждение велось в различных секциях. На конференции говорилось о необходимости преподавать американскую историю в контексте мировой цивилизации. Критиковались действующие учебники, которые не способствуют осуществлению принципа непрерывного исторического образования. В выступлениях отмечались существующие недостатки высшего и среднего исторического образования. Студенты не помнят практически ничего из школьного курса. История для них — скучный перечень имен, дат, мест. Они не в состоянии отвечать на многие вопросы, не могут объяснять причины явлений. Лейтмотивом выступлений стал призыв — учить думать. Было принято заявление о том, что OAH должна способствовать обучению истории с позиций соблюдения правды, честности, целостности информации. В нем осуждалось преднамеренное искажение истории учеными и преподавателями, как серьезное нарушение этики исторической профессии.

Прекрасным методом вовлечения школьников и студентов в активную исследовательскую работу является «живая история». Студенты вживаются в роли исторических деятелей, учатся реконструировать прошлое по источникам, спорить по обсуждаемым проблемам, воспроизводя заседания Конституционного конвента или дебаты Дугласа — Линкольна.

На конференции говорилось о необходимости вывести американскую школу на мировой уровень. В преподавание истории следует включить литературу, искусство, архитектуру, музыку и другие гуманитарные дисциплины. «Учить на оригинальных источниках» — одно из главных требований «Национальных стандартов исторического образования и профессионального развития в США»[14]. На конференции подчеркивалась необходимость рассмотрения истории «снизу». «Историки должны повернуть, наконец, свое внимание от королей и их сражений к простому народу и его интересам. Отсутствие в книгах по истории таких групп населения, как черные рабы, индейцы, женщины искажает историю нации, лишая ее существенной части»[15].

Весьма важным в США является проводимый ежегодно в июне Национальный день истории (NHD), этой программе в 2001 году исполнилось 25 лет. Проблематика конкурсных работ определена на ряд лет вперед: «Революция, реакция, реформа в истории» (2002); «Права и ответственность в истории» (2003); «Исследование, столкновение, обмен в истории» (2004); «Коммуникации в истории: ключ к взаимопониманию» (2005). NHD – некоммерческая программа образования, нацеленная на улучшение обучения истории в элементарных и средних школах. Она учит критическому мышлению и вооружает навыками исследования. Программа поощряет новаторство и междисциплинарные подходы в работе учителей. Ежегодно около 700 000 молодых людей участвуют в этой программе. За время своего существования NHD насчитывает более девяти миллионов участников.

Темой Национального дня истории 2001 года стали «Границы в истории: люди, места, идеи». Она была определена достаточно широко, с тем расчетом, чтобы поощрить исследование, начиная от региональных тем и кончая проблемами мировой истории. Независимо от выбранной темы, участники должны не только представить ее описание, но и сделать заключение, каким образом их проблема воздействует на личности, сообщества, нации или мир.

Предполагались самые широкие трактовки проблемы. Это могло быть исследование географической границы или границы поселений на периферии развитого общества. Или внимание исследователей устремлялось к формальной границе между двумя странами. Граница также могла пониматься как предел познания, достижений в специфической деятельности, религиозном и общественном движении или предмете. Как пример, школьникам предлагалось написать реферат о новаторской в свое время работе А. Смита «Богатство народов» (1776), в которой он выступил в защиту свободной торговли, или о марксизме, явившемся своеобразной «границей» в экономической науке и оказавшем существенное влияние на весь мир.

Другим видом конкурсной работы мог стать документальный фильм о роли женщин в поселениях фронтира, их участии в «золотой лихорадке» в Калифорнии. Предлагалось также подготовить музейную выставку-экспозицию, посвященную опыту разведения рогатого скота на Дальнем Западе.

В рамках NHD к конкурсным работам выдвигаются определенные требования. Так, выставка должна визуально представить интерпретацию избранной темы, подобно маленькой экспозиции музея. Драматические представления исследуемой проблемы не должны превышать 10 минут. Документальные фильмы призваны демонстрировать способность участника использовать аудиовизуальное оборудование, чтобы отразить значение выбранной темы. При этом могут использоваться фотографии, кинодокументалистика, видеозаписи, фонограммы, графические изображения. Возможно создание и мультимедийных пособий по изучаемой проблеме.

Солидные гранты в соответствии с программой «Teaching American History Grant» нацелены на то, чтобы сделать преподавание американской истории более захватывающим, интересным, привлекательным для школьников. На эти цели правительством США выделяется приблизительно 50 млн. дол. Диапазон вознаграждений для лучших учителей варьируется от $300 000 до $ 1 000 000 для 75-100 проектов.

Специальное заседание (двухчасовой мастер-класс) на конференции OAH было посвящено тому, как изучать в средних школах социологический материал по Лос-Анджелескому бунту 1992 года. Эта проблема оказалась интересной для многих участников конференции, поскольку была тесно связана с современностью, с тем, как научить молодежь преодолевать конфликты межнационального и межкультурного характера. Предполагается, что учащиеся в ходе деловых игр отрабатывают модели разрешения противоречий, проигрывают ролевые ситуации и, таким образом, становятся как бы активными участниками событий. Проект мастер-класса был разработан профессорами Дж. Чамберсом из университета Рутгерса и Дж. Санчезом из университета Южной Калифорнии.

Довольно важную роль в совершенствовании системы американского исторического образования играет федеральное агентство Национальной поддержки гуманитарных наук (NEH), созданное по решению Конгресса в 1965 г. Совет NEH состоит из 26 частных граждан, назначаемых президентом и утверждаемых сенатом на шестилетний срок.

Как самый большой фонд гуманитарных программ в Соединенных Штатах, NEH предоставляет гранты тем учреждениям, которые создают и сохраняют гуманитарное знание, обогащают изучение гуманитарных дисциплин, представляют гуманитарные предметы в сети Интернет, и привносят идеи гуманности в жизнь через общественное телевидение и радио, выставки музеев, программы в библиотеках. Текущие бюджетные ассигнования NEH от Конгресса — 115 млн. долл. NEH организует летние школы, обучающие семинары, профессиональные курсы, создает проекты информационных технологий типа EDSITEMENT[16], которые используются более чем 40 000 преподавателями ежемесячно.

С помощью этого федерального агентства развиваются творческие подходы к изучению американской истории через проект «Моя история — история Америки». Это — проект семейной истории, в котором история рассматривается как живой процесс, включающий семейную память, историю семьи и фамильные реликвии. Семейства могут размещать свои истории и фотографии в Интернете[17]. NEH обеспечивает сохранность и доступ публики к ценным редким книгам, газетам, рукописям, важным для национального наследия, типа бумаг Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона и Мартина Лютера Кинга; продвигает использование самых последних открытий в технологии, включая цифровые телевизионные программы; создает поисковые интерактивные базы данных (например, аудиозаписей, включая голоса Т. Эдисона, Ф. Найтингейл; американских песен от XVIII до XX веков).

NEH также поддерживает изучение гуманитарных проблем на сайтах и в режиме online. (Например, сайт «Вэлли оф Шэдоу»[18] дает возможность компьютерным пользователям получить материалы о Севере и Юге, разделенных Гражданской войной). NEH занимается также стимулированием частных инвестиций в гуманитарные проекты через предоставление грантов и оказание соответствующей поддержки. Так при содействии NEH «Дженерал Моторс» предоставила 2 миллиона долл. продюсеру К. Бёрнсу для его сериала по Гражданской войне. С тех пор, как фильм впервые был представлен по общенациональному телевидению в 1990 г., посещение национальных мемориалов на полях битв Гражданской войны резко увеличилось. В 1997 г. 5,3 млн. людей посетили 226 памятных мест Гражданской войны в Виргинии, что привело к значительному пополнению местных доходов от туризма. В результате, Виргиния создала целую корпорацию туризма Гражданской войны.

OAH совместно с NEH активно поддерживают создание в сети Интернет специальных сайтов для учителей. Проект центра Социальной истории[19], создаваемый в партнерстве с Нью-Йоркским городским университетом и университетом Джорджа Мейсона, включает методическое оснащение ряда уроков по американской истории, коллекции эссе, библиографические краткие обзоры, выпуски «OAH Magazine of History». Это — всесторонний ресурс для педагогов на всех уровнях — от дипломированного специалиста до студента, включая преподавателей средних школ и колледжей. Обучающие модули включают: «Причины Американской революции: события в Бостоне, 1763-1775»; «Мемориальная скульптура в Соединенных Штатах»; «Довоенное женское движение, 1820-I860»; «Великая депрессия и Новый курс»; «Всемирные выставки и заря американского процветания». Сайты содержат самые разнообразные материалы, включая речи, брошюры, художественную литературу, кинофильмы, мультипликации.

Одной из важных проблем исторического образования в США является более активное использование исторических мест для приобщения молодежи к национальной истории. Принята целая программа обучения с использованием исторических мест[20]. В Национальном регистре исторических мест перечислено свыше 64 тысяч памятников старины. Все они, считают активисты этого направления, могут быть задействованы в преподавании, так как это помогает формированию уважения к своей собственной местности, заставляет бережнее относиться к окружающему миру, думать не только о прошлом, но и о будущем. Изучение исторических мест помогает интегрировать исторические, культурные, экологические, технологические и эстетические проблемы. Отвлеченные исторические события становятся гораздо ближе к школьникам и студентам, когда они пытаются описать свои впечатления, полученные в ходе посещения известных исторических мест.

В 1949 году было организовано Национальное общество охраны памятников, насчитывающее сейчас 250 тысяч членов. Оно оказывает всемерную поддержку в работе Службы национальных парков ((NPS). Бережное отношение к историческим памятникам — составная часть общенациональной культуры. «Все американцы — одна нация, одна история, в ходе которой создавались и разрушались многочисленные памятники. Одни из этих мест свидетельствуют о драматических событиях, героических делах, научных и технических достижениях, о жизни выдающихся мужчин и женщин. Другие отражают повседневную жизнь простых людей. Все они являются частью общенационального достояния и заслуживают бережного отношения», — считает Р. Мой, президент Национального общества охраны памятников[21]. Поскольку очень скоро в Америке будет отмечаться 400-летие первых поселений англичан в Северной Америке, Национальная служба парков, совместно с Организацией американских историков объявили призерами две диссертации по XVII веку, относящиеся к поселению Джеймстаун: М. Хинтон «Медицина в Джеймстауне: старые приемы лечения в новой среде, 1607-1666» и К. Венер «Ремесленная продукция. Экономика и общество в раннем семнадцатом веке. Джеймстаун»[22].

Мощным средством воспитания уважения к своей стране и ее истории является так называемая «Живая история». Она давно получила признание и широкое распространение в США. Выпускаются соответствующие журналы и информационные бюллетени, делаются объявления, создаются видеофильмы и т.д. Словом, создается солидное информационное обеспечение, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей. Издатель журнала «Живая история» Скотт О’Коннел утверждает, что историю не стоит постигать только по книгам. Она может изучаться путем ее «сотворения», т.е. непосредственного участия в событиях «живой истории»[23].

Активисты «живой истории», которых насчитывается в США более 10 тысяч, находятся в поиске, пытаются обобщить накопленный опыт, обсудить имеющиеся проблемы, которых немало[24]. Формы «живой истории», которые предлагаются зрителям, разнообразны и увлекательны. Так, центр посетителей Белого Дома проводил ряд исторических спектаклей в 2001 году. Они устраивались при поддержке Исторической ассоциации Белого Дома. Программа определена заранее, на год вперед[25]. Наиболее интересные из тех, что довелось увидеть автору: «Элизабет Кэди Стентон, пионер борьбы женщин за избирательные права»; «Тэдди Рузвельт – президент, эколог»; «Гарриет Табмен – кондуктор Подземной железной дороги». По существу, это моноспектакли, и они требуют немалого артистического мастерства. Поэтому роли исполняют профессиональные актеры Филадельфийского исторического театра, созданного специально для «живой истории». На представлениях всегда много родителей с детьми. Больше всего вопросов историческим персонажам задают, конечно, дети. И сами «исторические личности» охотно общаются со зрителями.

Велик интерес американцев к ранней колониальной истории. «Вкус прошлого» — так называется серия экскурсий в исторические дома и парки г. Лизбурга (Виргиния). «Мы обещаем, что ваши впечатления будут свежими и не шаблонными», — заявляют их организаторы. Можно посетить многочисленные плантации, расположенные вдоль реки Джеймс и воочию представить себе безмятежную жизнь предвоенного Юга[26]. Плантация Ганстон-холл, дом Джорджа Мейсона, автора первого американского Билля о правах, устраивает традиционное рождество XVIII века. Горячий сидр у очага, демонстрация приготовления еды, путешествие по дому при свете свечей. Артисты представляют две свадьбы в традициях XVIII века: дочери Дж. Мейсона Нэнси с Р. Джонсоном и пары рабов-негров. Затем следуют танцы, игры.

В пригороде Вашингтона, старинном городе Александрии, можно посетить постоялый двор — «Таверну Гэдсби», зарегистрированную как национальный исторический памятник[27]. Здесь можно ощутить атмосферу ранней Америки. В XVIII веке, в этих изысканно убранных залах, устраивались блистательные светские балы, встречи патриотов и приемы в честь нескольких президентов Соединенных Штатов. Посетители таверны Гэдсби могут насладиться подлинной, «живой» атмосферой колониального прошлого Америки, отведать блюда по рецептам XVIII века. Здесь также устраиваются мероприятия «живой истории».

В Александрии сохраняется немало других памятных зданий. Очаровательные дома морских капитанов в стиле колониальной архитектуры, построенные в период процветания морского порта, тянутся вдоль булыжных мостовых, которые прокладывались гессенскими пленными Дж. Вашингтона. Особо выделяются своей архитектурой здания старинных церквей. Пресвитерианская церковь, построенная шотландцами в 1774 году, была местом собрания выдающихся деятелей Войны за независимость. В этой церкви была отслужена заупокойная служба по Дж. Вашингтону 29 декабря 1799 года. На кладбище находится могила Неизвестного солдата Американской революции. Каждый год члены масонского ордена принимают участие в церемониях, посвященных дню рождения Вашингтона, возлагают венки к его могиле. В этот день интересно побывать в Национальном масонском мемориале в Александрии. Здесь сохраняются личные вещи Вашингтона, среди них фамильная библия и часы, которые были остановлены в час его смерти. Здесь находятся и ключи от Бастилии, подаренные Лафайетом. Некоторые события из жизни первого президента США отражены в больших фресках и витражах, в искусно выполненных, небольших по размеру, диорамах. Большой интерес посетителей вызывает механическая восковая фигура первого президента, которая двигается и разговаривает.

Бродя по улицам Александрии, буквально ощущаешь шаги времени, как бы чувствуешь «неповторимый аромат» колониального прошлого Америки. «Приезжайте в Александрию. Вы увидите Джорджа Вашингтона, его друзей и коллег»…- приглашают туристские проспекты. И кажется, что сама История оживает, когда по эти улицам проходят участники костюмированного парада в честь Дня рождения первого американского президента[28]. Во время парада можно увидеть всю историю вооруженных сил Америки. Линия за линией маршируют войска в мундирах XVIII века. В карете проезжает «сам Дж. Вашингтон со своей супругой»… Рукоплесканья зрителей вызывает Авраам Линкольн со своим неизменным цилиндром. Вслед за южанами и северянами можно увидеть солдат Первой и Второй мировых войн. Увидеть, как жили и сражались солдаты революционной армии Вашингтона, тоже реально. Для этого надо побывать в форте Вард неподалеку от Александрии и понаблюдать, как революционные солдаты разбивают лагерь, обустраивают быт, как они готовятся к сражению. Затем разворачивается само «сражение» с англичанами. Можно сфотографироваться на память. Такие воспоминания сохраняются надолго.

Широкую панораму прошлого представляют музеи «живой истории», такие как город Вильямсберг в Виргинии, где перед любопытными взорами посетителей предстает колониальное прошлое Америки. Время останавливается здесь, посетители оказываются полностью погруженными в XVIII век. Одетые в костюмы XVIII века «горожане», собираясь в многочисленных лавочках, ремесленных мастерских, здании суда и церкви, спорят о политике, сплетничают и занимаются повседневными делами. С 1699 до 1780 года, Вильямсберг был столицей обширной и преуспевающей колонии Виргинии, которая протянулась к западу до реки Миссисипи и к северу к Великим озерам.

Колониальный Вильямсберг – настоящий «Клондайк» для любителей сувениров. Восстановлены девять магазинчиков в колониальном стиле, чтобы представить мир колониальной торговли. Каждый предлагает широкий выбор товаров, типичных для восемнадцатого столетия: треугольные шляпы, чепчики, знаменитую виргинскую ветчину и орешки, кофе и чай, сидр и желе, глиняную посуду, старые карты и печатные издания. В мастерских, также открытых для посетителей, можно наблюдать, как кузнец, сапожник, оружейник, ювелир, серебряных дел мастер, швея, изготовитель париков, медник и колесник работают над своими изделиями, используя методы и инструменты 200-летней давности. Одетые в соответствующие костюмы актеры ведут туры по выставкам, историческим домам и городу.

Туристы могут встречать всюду в этом городе «людей из прошлого», поскольку актеры-интерпретаторы изображают определенных жителей города XVIII столетия, их распорядок дня. Можно посмотреть, как выполнялись повседневные дела — посадка и уход за садом, распилка и колка дров, стирка, приготовление еды, заготовка впрок и т.д. Прогуливаясь по саду, как бы случайно можно услышать рассказ Марты Вашингтон о том, как она познакомилась со своим мужем. Да и сам Джордж Вашингтон охотно ответит на многочисленные вопросы любопытных посетителей. Можно случайно повстречаться с Т. Джефферсоном и услышать, как он отчитывает посетителя, одетого в шорты, что тот «берет на себя смелость носить публично предметы нательного белья»[29].

Туристы и сами могут включаться в повседневные дела виргинцев. Они могут не только присутствовать на заседании суда, но и сами оказаться в составе жюри. Актеры представят заседания судов над Грейс Шервуд, которая была обвинена в колдовстве, или над членами пиратской команды Черной Бороды.

Еще более ярким и запоминающимся станет заседание колониального собрания, где можно вступить в обсуждение политики Англии с патриотами Т. Джефферсоном, П. Генри или Д. Витом. Именно здесь была одобрена виргинская Декларация прав, написанная Дж. Мейсоном. Дети тоже могут попробовать «пожить в XVIII веке», облачившись в соответствующие наряды (это – то же часть туристской программы). Они могут стать добровольцами, присоединившись к колониальной пожарной команде. Они могут поиграть в подлинные игры XVIII века или помочь взрослым в их повседневных хозяйственных хлопотах.

Наблюдая сцены «живой истории», невольно задумываешься над тем, какое могучее средство приобщения к национальной истории заложено в театральном искусстве, приближенном к зрителю. Ведь актеры играют не на сцене, а на улицах, на площадях, в скверах, прямо среди толпы. Контакт со зрителями здесь самый непосредственный. И зритель может не просто вообразить себя беседующим с первым президентом, но и сфотографироваться с ним на память. Бесспорно, это приближает к истории сильнее, чем фильм на экране кинотеатра или телевизора.

Колониальный Вильямсберг — место с сотнями выставок и программ, они постоянно обновляются. Обширная коллекция антиквариата представлена в Галерее декоративных искусств Д. Уоллиса. Среди них — посуда, текстиль и мебель, редкий фарфор и музыкальные инструменты, карты, серебро, старинное оружие, картины, печатные издания, игрушки. В музее археологии можно увидеть редкостные находки. Также, интересно побывать в Центре народных промыслов Э. Рокфеллера на Саут Инглэнд Стрит. Его коллекция включает интересные образцы традиционного искусства, включая рисунки, вышивки, глиняную посуду и игрушки.

Сегодня, после долгих лет обширных реставрационных работ, Вильямсберг превратился в «процветающий город восемнадцатого века». В 1920-х пастор Брэтонской церкви В. Гудвин обсудил план восстановления города с Джоном Д. Рокфеллером — младшим. Филантроп увлекся идеей относительно воссоздания Вильямсберга в его историческом виде, каким он был в качестве колониальной столицы. Самый большой музей живой истории Америки — результат этого плана; восстановленный город XVIII века насчитывает более 500 исторических зданий (из них 80 – подлинные) и объектов, 90 акров садов. Сегодня колониальная столица восстановлена во всем блеске ее величия. Кажется, что ты попадаешь во времена, когда Патрик Генри бросал свой вызов королю Георгу III, а виргинские депутаты голосовали за резолюцию о своей независимости. Ежегодно сюда прибывает миллион посетителей из всех 50 штатов и из других стран[30]. Колониальный Вильямсберг открыт 365 дней в году и предлагает около 40 различных представлений.

Alentieva T.V. Clio in Different Dimensions: American Society in History.

[1] «Research for this article was supported in part by a grant from ACTR/ACCELS, with funds provided by the United States Information Agency. Neither of these organizations is responsible for the views expressed.»

[2] Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М.,1977. С.110.

[3] URL: http://www.theaha.org. См. подробней: Тишков В.А. История и историки в США. М.,1985. С.217-221, 286-287.

[4] URL: http://www.oah.org

[5] URL: http://www.historycooperative.org

[6] Первоначально штаб-квартира организации располагалась в г. Линкольн, Небраска. В 1965-1969 гг. – в Солт-Лейк-Сити, Юта.

[7] OAH Newsletter. November 2001.

[8] См.: Алентьева Т.В. 88 съезд Организации Американских Историков // Новая и новейшая история. 1997, № 2.

[9] URL: http://www.historyebook.org

[10] Этот труд подвергся резким нападкам со стороны со стороны Совета Института ранней американской истории и культуры и Совета Американской исторической ассоциации.

[11] Кроме того, в обращении был взят под защиту Л. Хауптман, профессор Государственного университета Нью-Йорка за его доказательства нарушений соглашения об уступке земли от имени индейцев Каюга против штата Нью-Йорк.

[12] См.: URL: www.historymatters.gmu.edu

[13] URL: http://www.bedfordstmartins.com/online

[14] URL: http://www.sscnet.ucla.edu/nchs Подробно о принятии «национальных стандартов исторического образования и профессионального развития в США» рассказывается в статье: Алентьева Т.В. 88 съезд Организации Американских Историков // Новая и новейшая история. 1997, № 2.

[15] Chicago Tribune. 8.1. 1995.

[16] URL: http://edsitement.neh.gov

[17] URL: www.myhistory.org

[18] URL: http://edsitement.neh.gov

[19] URL: http://historymatters.gmu.edu

[20] На сайте: URL: www.cr.nps.gov/nr/twhp размещены различные методические материалы для учителей по работе с историческими местами.

[21] Living History. Newsletter. Spring 1995. P.1.

[22] URL: http://www.oah.org/activities/awards/jamestown/index.html

[23] Living History. The Journal of Historical Reenactment and Interaction. Spring 1995. P. 4.

[24] Ibid. P.5.

[25] URL: www.nps.gov/whho

[26] URL: www.jamesriverplantations.org

[27] URL: http://ci.alexandria.va.us/oha/gadsbytavern.html

[28] Historic Preservation. The Magazine of the National Trust for Historic Preservation. January — February 1995. Vol. 47. No 1. P.106.

[29] Williamsburg Magazine. May 2001. P.7.

[30] URL: www.visitwilliamsburg.com