1217 просмотров

Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ восьмой

Встречи с прекрасным — сокровища Востока

Африканское искусство

Пока что все посещенные нами музеи, в основном, знакомили с европейским и американским искусством. Пора, наконец, обратиться к сокровищам Востока, представленным в Галерее искусств Фриера (Freer Gallery of Art), Национальном музее африканского искусства (National Museum of African Art), в галерее Артура М. Сэклера (Arthur M. Sackler Gallery). Все три музея соединены между собой поземными переходами, так что посетитель не сразу даже понимает, что из одного музея он уже попал в другой. Можно, конечно, прогуляться и по земной поверхности, к красочно оформленным зданиям музеев. (Эти музеи, как и все остальные, также бесплатные для посещения)

Художественная галерея Фриера является собранием произведений искусства Востока. В 1904 г. Чальз Лэнг Фриер (1854–1919), американский промышленник из Детройта, занимавшийся производством железнодорожных вагонов, обратился к президенту Теодору Рузвельту с неофициальным предложением передать в дар американскому народу свою художественную коллекцию, а также выделить средства на строительство специального здания для ее экспонирования. Ко времени смерти Фриера его коллекция насчитывала более 9 тыс. произведений искусства и рукописей. Она включала в себя около 1500 работ современных американских художников, а также произведения искусства и памятники культуры Китая, Японии, Египта, Ближнего Востока и Индии.

Галерея из мрамора и гранита строилась в стиле итальянского Ренессанса по проекту архитектора Ч. Платта. Стены галереи облицованы снаружи розовым гранитом, а полы выложены шлифованными мраморными плитами.

В 1923 г. она приняла своих первых посетителей. Здесь представлены произведения искусства Востока, начиная от самых древних, датируемых 4 тыс. до н.э., и кончая самыми современными. 16 галерей из 19 посвящены искусству Востока, включая индийскую скульптуру, лаковую живопись Японии, китайскую бронзу, нефрит и фарфор, корейскую керамику и египетское стекло. Среди предметов искусства Востока наибольшей известностью пользуются индийская бронзовая скульптура X в. «Королева Сембиан Махадеви в образе богини Парвати» и японская деревянная скульптура XII в. «Босатсу».

Галерея Фриера также содержит солидную коллекцию работ американского художника Джеймса Мак-Нила Уистлера. Наибольшее внимание посетителей привлекает «Павлинья комната» (Peacock Room) Уистлера. И не зря. Она – прекрасна… Глядя на этих гордо блистающих своим опереньем птиц, мастерски выписанных художником, на ум приходят строки В. Набокова: «Видели мы, нищие, как Мария Дева // проходила мимо округлого дворца; // словно отголосок нездешнего напева, // веяло сиянье от тонкого лица.// Облаков полдневных, бесшумно-своенравных // в синеве глубокой дробилось серебро. // Из-под пальмы выплыли три павлина плавных // и роняли перья, и каждое перо, – // то в тени блестящее, то – на солнце сонном // легкое зеленое, с бархатным глазком, // темною лазурью волшебно окаймленным, // падало на мрамор изогнутым цветком. // Видели мы, нищие, как с улыбкой чудной // Дева несравненная перья подняла // и венок мерцающий, синий, изумрудный, // для Христа ребенка в раздумии сплела»…

Уистлер расписал «павлинью комнату» для богатого лондонского судовладельца, миллионера Фредерика Ричарда Лейланда. Сама комната имела сугубо практическую цель – демонстрировать коллекцию японского фарфора заказчика. Для ее создания Лейланд пригласил английского архитектора, но так получилось, что тот неожиданно заболел и не смог продолжать работать. Создание интерьера целиком взял на себя проживавший в Лондоне американец Уистлер. Именно он смог создать прекрасную «Павлинью комнату», которая до сих пор удивляет и завораживает посетителей… Не зная тонкостей японского искусства, художник сумел передать не только колорит Японии, но сделать интерьер более красивым и впечатляющим, чем фарфор, для которого он создавался.

История создания комнаты и ее необычный интерьер породили массу легенд. Самая знаменитая легенда касается основной картины во всю стену, на которой изображены два танцующих павлина. Глядя на них, создается ощущения спора и конфликта между птицами. Считается, что это изображение Уистлер добавил в интерьер после того, как у него произошел крупный скандал с заказчиком по поводу оплаты работ. Это косвенно подтверждают и серебряные монеты, рассыпанные около одного из павлинов. Комната была закончена в 1877 г. и установлена в особняке Лейланда в Лондоне. Дальнейшая судьба интерьера была не менее любопытной. Американцы вдруг вспомнили, что Уистлер, несмотря на то, что жил постоянно в Европе, был родом из США, и решили вернуть его работы на родину. Не осталась без внимания и «Комната с павлинами». Фриер приобрел ее со всеми атрибутами у лондонского антиквара и установил в своем доме в Детройте. В 1919 г. комната была перевезена в Вашингтон, где она находится и сегодня, в галерее, названной в его честь.

В галерее находятся и другие работы Уистлера

Галерея Сэклера была открыта в 1987 г., она расположена практически под землей. Здание, служащее входом в музей, было спроектировано под влиянием исламского искусства, и создавалось по проекту архитектора Жана Поля Карлхиана. Основу музея составила коллекция предметов искусства Востока, принадлежащее врачу-исследователю и автору работ по медицине Артуру М. Сэклеру (1913-1987).

Стоимость коллекции оценивалась в 50 млн. долл. Сэклер также пожертвовал на строительство музея 4 млн. долл., хотя общая сумма составила почти 1 млрд. долл. Среди сокровищ галереи: китайская бронза и нефрит, персидские манускрипты, серебро древнего Ирана, экспонаты из Тибета, Индии, Кореи и Японии, включая живопись, скульптуру, керамику, ювелирные изделия. После открытия галереи ее собрание пополнилось замечательной коллекцией исламских рукописей, миниатюр, каллиграфии и книжных переплетов, принадлежащих французскому антиквару А. Веверу.

На первом уровне – первом под поверхностью земли – располагаются предметы искусства древних восточных культур. Во многих залах выставлено совсем немного экспонатов в прекрасно освещенных стеклянных витринах, чтобы посетитель мог сосредоточенно их рассматривать. Здесь можно увидеть бронзовый светильник XIII в. из Сирии, керамический сосуд для питья XIV в. до н.э. в форме газели (Иран), скульптуры индийских богов XIII-XIV вв. В галереях китайского искусства, расположенных также на первом уровне, в секции древнего китайского искусства представлены нефритовые ножи XII-XIII вв. до н.э. В другой секции, посвященной искусству эпохи династии Тан, можно увидеть скульптурные изображения стражников, украшенных бриллиантовыми рогами.

В Галерее Сэклера представлена одна из лучших мировых коллекций предметов искусства народов Азии.

Второй уровень галереи занимают временные экспозиции, а на третьем, вниманию посетителей представлены современные японские вазы и чаши из глазированного стекла. Здесь же расположилась выставка картин известного японского художника Хокусаи: «36 видов горы Фудзи».

На третьем нижнем уровне расположен красивый фонтан, который можно видеть сверху, с первого уровня. Ну, и, конечно, поражает богатством представленных экспонатов Музей африканского искусства.

Как и все Смитсониэнс, все эти три музея проводят огромное количество мероприятий и демонстраций документальных и художественных фильмов. Мне довелось побывать на настоящей японской чайной церемонии и даже попробовать густой зеленый чай, который совсем не понравился. Это – конечно же на любителя. В другое посещение этих музеев я смогла познакомиться с мастерством китайской каллиграфии, которое демонстрировал настоящий мастер.

Кроме художественных музеев Смитсониэнс в Вашингтоне есть множество частных музеев, таких как Коркоран, Филлипс, Хиллвуд и др., но в них посещение – платное и довольно дорогое. Однако искусство настолько притягательно для человеческой души, что мы готовы тратить и время, и деньги, торопясь на встречу с прекрасным, и стремясь «объять необъятное». Ведь для того, чтобы познакомиться со всеми сокровищами Смитсониэнс, вероятно, не хватит одной человеческой жизни. Человеческий век быстротечен и короток, но зато искусство – вечно. И каждый раз, соприкасаясь с его таинственной и божественной силой, ощущаешь собственную сопричастность к этой вечности.