1344 просмотров

Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ седьмой

Встречи с современным искусством — музей современного искусства – Хиршхорн и Сад скульптур (Hirshhorn Museum and Sculpture Garden).

Да, очень нелегко «объять необъятное». А ведь я еще не рассказала и о половине художественных музеев Смитсониэнс. Так что снова надо возвратиться на «Национальную аллею», где своей своеобразной архитектурой и дизайном выделяется музей современного искусства – Хиршхорн и примыкающий к нему – Сад скульптур (Hirshhorn Museum and Sculpture Garden).

Созданный актом Конгресса в 1962 г., Хиршхорн – это музей Смитсоновского института, в котором представлены произведения современного искусства, в том числе работы самых известных художников XX – начала XXI века со всего мира, созданные за последние 50 лет. Основу коллекции составило собрание коллекционера, латвийского иммигранта, сделавшего миллионы на разработках урана и подарившему Смитсоновскому комплексу тысячи картин, рисунков и скульптур Джозефа Хиршхорна (1899-1981), в честь которого и был назван музей. Хиршхорн подарил музею 4 тыс. картин и 42 тыс. скульптур. Среди них 17 скульптур всемирно-известного французского скульптора Огюста Родена

В коллекциях музея Хиршхорн – работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Мэри Кассат, Томаса Икинса, Генри Мура, Джексона Поллока, Марка Ротко, Фрэнсиса Бэкона, Эдварда Хоппера, Рафаэля Сойера, Энди Уорхолла, Джорджии О’Кифф, представителей различных авангардистских течений в искусстве.

К сожалению, при всей любви ко многим из перечисленных здесь художникам, Хиршхорн, в целом, мне никогда не нравился. Слишком много здесь эпатажа для публики: одни бесконечные «кучи мусора» как художественные инсталляции чего стоят! А скульптуры… где над человеческим телом художники издеваются с каким-то непонятным садизмом, выставляя напоказ все отвратительное и некрасивое. Помню, после первого посещения этого музея душой овладел какой-то черный пессимизм. И все же хоть один раз, но в этом музее, конечно, стоит побывать.

Само здание, построенное по проекту архитекторов и дизайнеров Буншафта, Оуингса и Мерила, многие сравнивают с большим космическим кораблем на стоянке Национального молла. Но американцы также в шутку называют его «самым большим бетонным бубликом в мире». Здание представляет по существу открытый цилиндр, поставленный на четыре массивные «ноги» – опоры, с большим фонтаном, занимающим центральный двор. Фонтан окружен скульптурными головами животных, символизирующих знаки зодиака. Среди них 11 еральных животных и одно мифическое – дракон. Инсталляция выполнена китайским художником Ай Вей Веем.

Недавно само здание решили использовать как огромной панорамный кинотеатр под открытым небом. Это – не художественная инсталляция, а огромный проекционный экран с названием «Song 1», созданный дизайнерами, инженерами и архитекторами компании «Doug Aitken Workshop». За создание круговой картинки отвечают сразу одиннадцать сверхмощных проекторов, изображения с которых сливается в одно, превращая глухие стены здания музея в интерактивное динамическое пространство. На этом панорамном экране транслируется информация про выставки и мероприятия в Хиршхорне, художественные и документальные фильмы, музыкальные клипы. Так что вечером, когда стемнеет, посетителей ждут незабываемые впечатления.

Через дорогу от музея, на открытом воздухе, среди зелени с большим вкусом разбитого сквера, находится сад скульптур (53 артефакта). В нем представлены скульптуры многих известных в мире художников, в частности, Огюста Родена, Генри Мура, Дэвида Смита, Александра Кольдера, Джеффа Кунса и др. Разумеется, посетителей сразу же притягивает знаменитая скульптурная композиция Родена «Граждане Кале». Другой очень известной работой является «Король и королева» Г. Мура, где босоногая «королевская чета» в простой одежде восседает на примитивной скамье вместо трона…

Многие скульптуры отдают дань абстракционизму, и не всегда можно понять скрытый в них смысл. Мне, например, понравилась забавная зверушка в самом конце сада скульптур. Можно было, обходя ее с разных сторон, воображать самых разных существ. Но я так и не поняла, что же она такое… Видимо, современная скульптура ждет от зрителя не простого созерцания, а сотворчества.