1170 просмотров

Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ пятый.

Встречи с прекрасным. Национальная галерея искусств (National Gallery of Art).

У входа в музей

В «Смитсониэнс» входит множество художественных музеев. Хранящиеся там сокровища невозможно описать, их надо видеть своими глазами. Тем более, что и эти музеи – бесплатные для посещения, а это значит, что ты можешь даже после закрытия Библиотеки Конгресса (у нее разные часы работы), зайти сюда, иногда просто на один час, чтобы снова полюбоваться понравившимся шедевром. Ну, а если хочется более обстоятельно познакомиться с этими музеями, то просто «обречен» приходить снова и снова, тем более что наряду с постоянными экспозициями, всегда организуются выставки, часто создаваемые из шедевров других американских и европейских музеев.

Самое крупное хранилище произведений искусства американских и европейских мастеров находится в Национальной галерее искусств (National Gallery of Art), расположившейся в двух зданиях Национального молла (западное и восточное: West building and East building), соединенных между собой оригинальным подземным переходом.

Я очень любила бродить по залам этих двух музеев, особенно меня завораживала почему-то живопись Мартина Джонсона Хеда, особенно его какие-то таинственные, экзотические, полные неизбывного очарования, орхидеи. И вообще, было очень интересно познакомиться именно с американским искусством, о котором я до приезда в США, знала очень немного. Поэтому Национальная галерея искусств стала одним из моих самых любимых мест, особенно, когда я открыла для себя художников «школы Гудзонова залива». Здесь можно было долго стоять, не обращая внимания на время, заворожено глядя на величественные пейзажи, созданные А. Бирстадтом, Т. Коулом, А.Б. Дюрандом, Ф.Э. Чёрчем.

Национальная галерея искусств была основана в 1937 г. Конгрессом США на основе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона, Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса, Джозефа Уайденера и других коллекционеров. Инициатором создания музея стал Э.У. Меллон (1855–1937), финансист и страстный коллекционер из Питтсбурга, приехавший в Вашингтон после получения поста министра финансов. Он считал, что США должны иметь национальный музей искусств, не уступающий европейским, и пожертвовал на его строительство 10 млн. долл. Здание галереи, созданное по проекту архитектора Джона Рассела Поупа в неоклассическом стиле с гигантским портиком, с колоннами и массивным куполом, напоминающим Пантеон, было торжественно открыто президентом Ф.Д. Рузвельтом 17 марта 1941 г. В то время это было самое большое в мире сооружение из мрамора.

В галерее разместилась богатейшая коллекция картин и скульптур европейских мастеров со времен Средневековья до конца XIX века, а также работы американских живописцев до XX века. Здесь представлено одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, голландского и испанского барокко. Шедевры коллекции включают произведения Эль Греко, Ф. Гойи, Ф. Липпи, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Яна ван Эйка, Я. Вермера, Рембрандта, В. Ван Гога, А. Дюрера и др. Все коллекции расположены или по признаку национальных школ живописи, или объединены в залы, представляющие коллекции, подаренные музею частными лицами.

Из восточного здания в западное можно пройти по подземной галерее, которая представляет собой движущуюся дорожку, освещенную мерцающим светом неоновых ламп. Здесь же расположено арт-кафе. А можно пройтись по земной поверхности, тем более, что здесь взгляд посетителя сразу же привлечет стеклянная пирамида, почти как в Лувре, только меньше, оригинальный каскад фонтанов и довольно непривычные композиции известного классика поп-арта, мастера городского дизайна – Класа Ольденбурга.

Восточное здание галереи было построено в 1978 г. на средства, в основном, детей Э.У. Меллона: Пола Меллона и Алисы Меллон-Брюс. Оно представляет строго геометрическое здание (арх. Ио Мин Пей). Сверху оно выглядит как две соединенные друг с другом призмы. Дизайн здания в1981 г. был отмечен почетной наградой Американского института архитекторов. В огромном холле можно видеть инсталляции А. Кольдера, Г. Мура, работы других современных скульпторов.

В восточном здании собраны произведения современного искусства (с конца XIX века), в том числе работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, А. Модильяни и др. В галерее выставлена огромная картина Сальвадора Дали «Тайная вечеря». Американцы почему-то очень любят импрессионистов, у меня к ним тоже можно сказать романтическая привязанность с тех пор, как я впервые увидела их работы в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Поэтому «на свидание» с ними я ходила несколько раз.

В помещении восточного здания также расположены коллекции современных картин, рисунков, скульптур и эстампов, учебные и исследовательские центры и помещения. Большую роль в западной галерее играет «аудиториум» – кинотеатр и лекторий одновременно. Здесь можно бесплатно прослушать цикл лекций по западноевропейскому и американскому искусству (с показом слайдов и клипов) – каждое воскресенье; или же посмотреть художественные фильмы выдающихся мастеров европейского и американского кинематографа, ставшие признанной классикой – каждую субботу. Здесь всегда много желающих, так что перед началом мероприятий даже собирается очередь, очень воспитанная, молчаливая и сосредоточенная… Начиная с 1942 г., по воскресеньям устраиваются бесплатные вечерние концерты классической музыки.

И, разумеется, нельзя не упомянуть о великолепном книжном магазине, а для гурманов – артистическом кафе с его замечательным дизайном, являющимся также произведением искусства.

Логическим дополнением к комплексу является сад скульптур, открытый для публики в 1999 г. В нем находится открытая экспозиция современной скульптуры, таких мастеров, как Х. Миро, Л. Буржуа, Э. Гимар и др. В центре сквера площадью 25 тыс. кв. м работает большой фонтан (зимой он используется как каток), по периметру окруженный каменными сиденьями).

А еще есть замечательный сквер с разнообразной растительностью, что находясь в нем, забываешь о проходящем рядом «хайвэе»… Здесь действительно можно отдохнуть, потому что как не прекрасны произведения искусства, но от их сверхобилия невольно устаешь…

А ведь есть и другие художественные музеи Смитсониэнс, но только в стороне от национального молла. Но в них стоит отправиться в следующий раз.