1275 просмотров

Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ четвертый

Музей американской истории

На «Национальной аллее» расположено 11 смитсоновских музеев.

Национальный музей американской истории.  Южный фасадСледующий музей, в котором тоже надо непременно побывать, – музей американской истории. Помню, что при первом же знакомстве он меня очень удивил, потому что в нем не было никакой хронологии в расположении экспозиций. А ведь мы привыкли в наших музеях, бродя из зала в зал, переходить от одного века к другому. Но лучше обо всем по порядку…

Национальный музей американской истории был открыт в 1964 г. как Музей истории и технологии. Из общей галереи музеев он ближе всех расположен к монументу Вашингтона и Белому дому. Он – один из лидеров по посещаемости, ежегодно в нем бывает до 5 млн. человек, особенно много школьников и студентов. В 1980 г. название музея было изменено на «Национальный музей американской истории», но есть и неофициальное прозвище – «американский чердак», потому что здесь есть все, что должно отражать исторический опыт американского народа: например, туфельки первой американской леди Жаклин Кеннеди и стоптанные башмаки участницы коллективных маршей протеста за гражданские права 1960-х. В 2006-2008 гг. была проведена полная реконструкция музея, обошедшая в 85 млн. долл., для того, чтобы упорядочить условия размещения 3 млн. экспонатов. Это позволило использовать новые великолепные технологии освещения, создать более просторные помещения по темам экспозиций.

Музей имеет три этажа и площадь экспозиции – 74000 кв. м. В холе музея посетителей встречает огромная статуя Джорджа Вашингтона в виде бога Юпитера-громовержца. Очень впечатляет, что первый президент демократической страны предстает в столь странном виде.

На первом этаже собраны в основном экспонаты, посвященные науке и технологии, на втором – социальной и политической истории. На третьем этаже полное разнообразие экспозиций: история музыки, особенно джаза, монет, керамики, графики, история вооруженных сил. В музее представлены экспонаты, связанные с историей телевидения, телеграфа, радио, техники. Есть целая коллекция, демонстрирующая историю рекламы, маркетинга, предпринимательства (рекламные афиши, плакаты, почтовые открытки, поздравительные открытки и т.д.).

Попадая на первый этаж, сразу оказываешься на выставке «Мир материальной культуры» (с 1700 по 1980-е гг.). Она дает представление о том, какими материалами люди пользовались в это время. Например, в экспозиции представлена деревянная мебель, бывшая когда-то частью обстановки джорджтаунского кондитерского магазина (1890-е гг.). На восточной стороне размещены экспозиции, посвященные сельскому хозяйству и транспорту. Очень интересно увидеть огромный паровой трактор Хьюбера (1924 г.) или комбайн, приводимый в движение лошадьми (1886 г.). В «морском зале» в окружении множества моделей кораблей раздаются громкие звуки судового парового двигателя (1920 г.). Затем попадаешь в «железнодорожный зал», где стоит под парами сверкающий никелированными деталями локомотив «Энжин-1401» (1926 г.). Здесь есть и трамвай, когда-то ходивший по улицам столицы (1898 г.). Более 40 различных транспортных средств выставлено в галерее «дорожный транспорт». Чего тут только нет: велосипед1818 г. и паровой велосипед «Ропер»1869 г. – прототип мотоцикла, самый старый в мире из действующих локомотивов «Джон Булл» (1836 г.), вагон начала XIX в., автомобиль марки «форд» (1913 г.), грузовик для перевозки мороженого марки «Шевроле» (1938 г.). Специальная выставка «Про время» демонстрирует историю развития часового дела. В западном крыле расположилась экспозиция «Наука в жизни американцев». На ней, к примеру, выставлены материалы, поясняющие, как применение противозачаточных средств привело к сексуальной революции. Другие выставки рассказывают об экспериментальной психологии, полимерных волокнах, достижениях генетики, ядерных испытаниях и т.д. В «экспериментальном центре» посетители могут сами провести опыты по определению степени радиоактивности, консервированию живых тканей и др. Рядом в экспозиции «Информационный век» посетителя проведут по всем этапам развития телекоммуникационной и компьютерной технологий.

Второй этаж обладает особой ценностью для историка. Здесь выставлен легендарный Звездно-полосатый флаг, который в 1814 г. развевался над фортом Мак-Генри, когда английские военные корабли атаковали Балтимор во время англо-американской войны 1812-1814 гг., называемой Второй войной за независимость. Поэт Френсис Скотт Ки, находящийся на палубе американского корабля в Чесапикском заливе, увидев, что флаг все еще продолжает реять над фортом, несмотря на интенсивный обстрел англичанами, воодушевленный стойкостью его защитников, написал знаменитое стихотворение «Звездно-полосатый флаг», которое стало словами гимна США.

Рядом расположена выставка: «С поля – на фабрику», она рассказывает о массовой миграции черных американцев из сельскохозяйственных южных штатов в промышленно развитые северные города в период с 1915 по 1940 гг. Здесь посетители могут увидеть балахоны и буклеты Ку-клукс-клана, почитать газеты 1920-х гг., издаваемые чернокожими.

Большой популярностью всегда пользуется постоянная экспозиция: «Первые леди: политическая роль и общественный имидж». Большинство посетительниц с большим интересом рассматривают фасоны платьев жен американских президентов. Последним из экспонатов стало платье Мишель Обамы с первого инаугурационного бала.

Одна из основных выставок: «Внутри этих стен» представляет собой настоящий дом, заложенный в Ипсвиче, штат Массачусетс, в далекие колониальные времена и простоявший там до середины 1960-х. Когда входишь в этот дом, то раздается голос хозяйки, которая приветствует гостя, и затем начинает рассказ о себе, своей семье и о жизни поселка в далеком XVII столетии. Это – подлинная история, рассказанная современным гидом. Но посетитель об этом не задумывается, потому что вся история звучит очень захватывающе в стенах подлинного дома, и, кажется, что прошлое оживает, или ты сам переносишься в далекие времена.

Рядом экспозиция, посвященная Войне за независимость. Не перестаешь удивляться неистощимой фантазии сотрудников музея и дизайнеров. Ведь гостя музея должна заинтересовать даже совершенно хрестоматийная история «бостонского чаепития». И вот перед вами небольшой кукольный театр, где куклы, снабженные заводным механизмом, двигаются и разговаривают. И хозяйка гостиницы объясняет своему разгневанному посетителю, почему в ее заведении подают только кофе, но никак не чай. Недалеко видно фигуру минитмена, притаившегося в лесной чаще, видимо, он выслан вперед как разведчик. А невдалеке на дереве болтается чучело повешенного предателя – сборщика налогов.

В другом крыле расположена выставка: «После революции: повседневная жизнь Америки», на которой можно узнать о первых поколениях граждан новой страны – Соединенных Штатов Америки, – о том, как жили американцы в далеком XVIII столетии. На выставке представлены экспонаты, дающие представление о повседневной жизни американской семьи в городах и сельской местности.

Экспозиции часто меняются, и многие из них рассказывают о бурном XX столетии, о Великой депрессии, об участии американцев во Второй мировой войне, о движении за гражданские права в 1960-е гг. Как-то я побывала на совсем необычной выставке, рассказывающей о судьбе американских граждан японского происхождения, которые во время Второй мировой войны оказались заключенными в концлагеря. Теперь в Вашингтоне есть даже специальный мемориал, посвященной этой грустной странице американской истории.

Один из залов называется «История своими руками». И любой, пришедший сюда, может попробовать оседлать лошадь, очистить хлопок с помощью джин-машины Уитни, отправить телеграмму на аппарате Морзе, поработать на ручном ткацком станке и ручной швейной машине. Взрослые приходят сюда со своими детьми. Интересно всем. А если что-то не получается, то к их услугам множество инструкций или опытный экскурсовод. Я лично решила отправить телеграмму, вышло очень даже неплохо.

На третьем этаже представлены самые разнообразные экспозиции. Но всех привлекает постоянная выставка: «Американские президенты: великие судьбы», открытая еще в 2000 г. Здесь представлены экспонаты, которые не могут не затронуть чувства американцев: переносной письменный стол, на котором Джефферсон написал проект Декларации о независимости, генеральский мундир Вашингтона, цилиндр, который был на Линкольне в ту ночь, когда его убили… На этой выставке представлены также материалы, рассказывающие о жизни в Белом доме, об институте импичмента, политических убийствах, средствах массовой информации и др. Рядом с выставкой постоянно толпятся посетители, желающие произнести инаугурационную речь при помощи находящегося здесь телепромптера – телевизионного суфлера.

Большой популярностью пользуется выставка: «Идолы поп-культуры». На ней представлены такие экспонаты, как рубиновые туфли Дороти из страны Оз (у нас ее знают как Элли, побывавшую у волшебника Изумрудного города); маска Одинокого Рейнджера; кожаная куртка Индианы Джонса; баскетбольная фуфайка Майкла Джордана.

В архиве музея хранятся документальные киноленты, аудио и визуальные записи, исторические фотографии, устные рассказы, деловые исторические и личные документы, а также множество плакатов.

Музей американской истории очень динамичен и разнообразен в провидимых мероприятиях: здесь проходят конференции, лекции, фестивали, джазовые концерты, здесь поют евангельские псалмы и выступают политики. Здесь даже есть набор из 1000 наиболее популярных американских песен, которые поочередно транслируются в здании и у входа в музей. Часто у здания музея разыгрываются театрализованные постановки в рамках программы «Живая история».

На национальной аллее есть еще одно очень красивое здание, которое в настоящее время не является музеем и находится на реконструкции. Здание (Arts and Industries Building) было простроено в 1881 году по проекту архитекторов Адольфа Клусса и Пауля Шульце. Его фронтон украшен скульптурной композицией работы Каспара Булбери, изображающей Колумбию, покровительствующую промышленному прогрессу. Первоначально оно использовалось для инаугурационных торжеств президента Джеймса Гарфильда. В мой первый приезд в Вашингтон в этом здании располагалась экспозиция Всемирной промышленной выставки 1876 года. Она впервые проводилась за пределами Европы, в Филадельфии. Официально именовалась «Международной выставкой искусств, промышленных изделий и продуктов почв и шахт» (International Exhibition of Arts, Manufactures and Products of the Soil and Minе). Ее проведение было приурочено к празднованию 100-летия принятия Декларации независимости США. Открывали выставку президент Улисс Грант и бразильский император Педру II. На ней публике впервые были продемонстрированы факел незавершенной статуи Свободы, телефон Александра Белла, печатная машинка «Ремингтон» и другие любопытные экспонаты. В общей сложности выставку посетили почти 10 млн. человек.

К 2015 г. рядом с музеем американской истории планируется открыть Национальный музей истории и культуры афроамериканцев. Автор архитектурного проекта – выходец из Ганы Дэвид Аджайе. На закладке первого камня в основание здания будущего музея Барак Обама, первый президент США афроамериканского происхождения, заявил: «Когда-то на этом месте шла торговля людьми, потом сотни тысяч человек устраивали здесь марши, требуя рабочих мест и свободы». В 1963 г. недалеко от этого места Мартин Лютер Кинг произнес свою знаменитую речь «Есть у меня мечта». Коллекцию нового музея составит огромное количество экспонатов, более 30 тысяч из них уже собраны в Национальном музее американской истории. В их числе – железнодорожный вагон 1922 г. с местами «для белых» и «для цветных», труба Луи Армстронга и красный «Кадиллак» прославленного музыканта – Чака Берри.

Недавно в Конгресс поступил законопроект, предусматривающий создание 20-го смитсоновского музея, посвященного гражданам США латиноамериканского происхождения.

История Смитсоновских музеев продолжается, а значит, в какой бы из музеев не направится посетитель, он все равно найдет там массу нового познавательного, и его обязательно ждут увлекательные открытия, расширяющие кругозор, интересно проведенное время, сувениры на память, и желание снова вернуться.