1125 просмотров

Притяжение «Смитсониэнс». Рассказ третий

Национальный музей американских индейцев.

Национальный музей американских индейцев

Как известно, любой американец из «глубинки» или иностранный турист, впервые попавший в Вашингтон, стремится в первую очередь полюбоваться на Белый дом, а потом на Капитолий. Но ведь именно с Капитолийского холма открывается величественный вид на знаменитую «Национальную аллею». Это – самый центр американской столицы, и именно здесь сосредоточены бесплатные музеи «Смитсониэнс», побывать в которых – сплошное удовольствие. Потому что – это не привычные нам музеи с дремлющими старушками в залах, и экспонаты, хранящие пыль веков. Это – театры, кинотеатры, интерактивные способы репрезентации, а иногда и залы, где можно самому что-то сделать своими руками или попробовать поучаствовать в какой-нибудь образовательно-познавательной программе вместе с детьми. Каждый музей продумывает и публикует календарь мероприятий на месяц, и особенно много выдумки и фантазии проявляют сотрудники для организации различных мероприятий в выходные дни.

Итак, в очередной уик-энд отправляюсь в недавно созданный музей индейцев. Национальный музей американских индейцев был основан в 1989 г., но находился тогда в Нью-Йорке, впрочем там же, где и сейчас, в нижнем Манхэттене. Музей в Вашингтоне был открыт в 2004 г. Его оригинальное здание было спроектировано канадским архитектором из племени блэкфут Дугласом Кардиналом, последователем знаменитого Фрэнка Ллойда Райта, и американцем индейского происхождения Джонполом Джонсом (чероки-чокто). В ходе строительства произошел скандал, Дуглас Кардинал утверждал, что ему не доплатили 1 млн. долл. (общая сумма проекта составляла 220 млн. долл.) и прекратил работу. Достраивал здание Дж. Джонс, а архитектор Д. Кардинал даже отказался присутствовать на торжественном открытии. Музей поражает гармонией линий, их плавностью, текучестью, округлостью, и законченностью дизайна. В планировке здания нет ни одного прямого угла.

Здание музея с непривычной криволинейной архитектурой обложено касотским известняком золотистого цвета. Он шершавый на вид, его теплый оттенок изумительно сочетается с изгибами, создавая объем, напоминая о солнце, песке, холмах и камнях. Здание окружено небольшим водным бассейном с водопадами. Вокруг него – лужайки, на которых выращиваются целебные индейские травы. А еще знаменитые «три сестры»: кукуруза, бобы и тыквы. Сейчас диетологи все мира внимательно изучают культуру питания индейцев, и находят там немало полезного…

Перед зданием созданы макеты индейских жилищ различных племен (для нас привычное название – вигвам). Музей занимает площадь в 4,25 акров (17,2 кв. м), что совсем немало, учитывая его расположение рядом с оранжереей и Капитолием. Обойдя вокруг здания и полюбовавшись на его необычную архитектуру, просто невозможно удержаться от того, чтобы не сфотографироваться рядом с огромной фигурой шамана. «Может он поможет отогнать злых духов и от тебя тоже», – наверное, так думает каждый турист. Потом невольно останавливаешься перед «лунной спиралью» у южного входа, в чем ее потаенный смысл… Вокруг здания, по замыслу его архитекторов, разместили 4 камня-валуна в честь четырех сторон света. Эти камни тоже символичны, их привезли из разных районов Америки. Западный камень – в честь гавайских племен; Северный – в честь Северо-западных территорий и Канады; Восточный – в честь долины Монокэси и Мэриленда; южный – в четь территории Пуэрто Вильямс.

Как и все «Смитсониэнс», музей – бесплатный для посещения. Внутри здания нет прямых углов. Войдя внутрь, сразу попадаешь в огромный холл, где под круглый купол вверх кольцами уходят 5 этажей (подняться можно на комфортабельных лифтах). По окружности холла расположились лодки различных конструкций (на ум сразу же приходит название каноэ), а в центре – круглая площадка. Она, оказывается, предназначена для выступлений, потому что как раз сейчас, когда я вхожу в зал, настоящий шаман в ритуальной маске, с бубном, показывает танец заклинания духов. Посмотрев на этот древний ритуал, сразу проникаешься таинственным миром древних цивилизаций. Ну, а если хочется продолжить знакомство с «живой» культурой самых разных племен, то к услугам посетителей на первом этаже расположен Лелави-театр, где можно посмотреть фильмы-презентации или выступление фольклорных ансамблей, другой театр расположился на 4-м этаже.

Узнать о программе выступлений и различных мероприятиях можно прямо в холле у любезных сотрудников, которые снабдят картой музея, календарем мероприятий на месяц и посоветует, что посмотреть в первую очередь. Ведь, это – единственный в своем роде музей в мире, показывающий быт, языки, культуру и историю племен и коренных групп Западного полушария на протяжении почти 12 тысячи лет. На его солидных площадях хранится около 825 тыс. самых различных артефактов индейских культур, не только с территории США, но и из Канады, а также Латинской Америки: коллекции одежды, предметов быта, керамики, кукол и т.д. Можно очень долго описывать самые различные экспозиции музея, которые не утомляют посетителя своим однообразием. Наоборот, дизайнеры постарались, чтобы выставки отражали все уникальные культурные достижения 500 племен. Как всегда разнообразит восприятие музейных экспонатов огромное количество видеофильмов на многочисленных экранах. Так что не устаешь поражаться поистине великим достижениям индейских цивилизаций. Кстати, почти на каждом этаже есть отделы, где народные умельцы из разных племен показывают посетителям: как делать посуду, плести украшения из бисера и т.д.

Но что удивило меня как историка, это – то, что в основном, история индейских племен в их контактах с европейцами начиналась с Колумба и испанских конкистадоров и ими, фактически, закончилась. В экспозиционных залах почти не было никакой информации о взаимоотношениях коренного населения Северной Америки и англосаксов. Видимо, толерантность не позволила организаторам музея рассказать об этой трагической, ужасной и кровавой истории уничтожения целых племен. Так что внешне все выглядит просто превосходно, потому что с фотографий смотрят современные улыбающиеся индейцы, и любой посетитель может быть доволен, поскольку он приобщился к великим культурам прошлого. Ну, а чтобы, завершить посещение музея, непременно надо отправиться в кафе национальных индейских блюд – Митситам-кафе. Там действительно стоит побывать, поскольку кафе состоит из нескольких отделов, где представлена кухня таких регионов, как Северный Вудленд, Южная Америка, Северо-западное побережье Тихого океана, Месоамерика и Великие равнины. Меню – самое разнообразное и на все вкусы, но кажется, что все, что предлагается, особенно мясо бизона, чересчур переперчено. На прощанье покупаешь себе какой-нибудь индейский сувенир. Я приобрела оберег для спокойного сна, но вот, что странно, в России он перестал действовать.