867 просмотров

«Живая история» в США

// В кн.: Метаморфозы истории. Альманах. Вып. 1 / Отв. ред. В.Н. Гарбузов. Изд–во Центра «Возрождение». – Вена – Спб – Псков, 1997. – 286с. – С. 246–256.

Т.В. АЛЕНТЬЕВА

«ЖИВАЯ ИСТОРИЯ» В США.

 

«Дзинь!» «Дзинь!» На улицах Вашингтона раздается звон старинного колокольчика. Прохожие с удивлением оборачиваются вслед высокому статному мужчине в напудренном парике и старинном красном камзоле. Он призывает всех поспешить в сквер рядом с Пенсильвания-авеню: и тогда желающие с помощью «машины времени» могут отправиться в прошлое и своими глазами увидеть сцены из жизни великих американцев: Дж. Вашингтона, А. Линкольна, Т. Рузвельта и др…

07viliam
С английскими солдатами

«У вас есть шанс спросить у Джорджа Вашингтона, действительно ли он имел «деревянный зуб»; узнать, как много времени Авраам Линкольн сочинял знаменитую «Геттисбергскую речь»; послушать, как поэт Поль Лоуренс Данбар читает наизусть одну из своих поэм», – убеждает прохожих присоединиться к актерам Американского Исторического Театра Городской Глашатай. Представления проводятся бесплатно, прямо на улицах города. Желающих посмотреть не так уж много. Но это не смущает актеров. В течение 30-40 минут перед зрителями разыгрываются «живые сцены» из американской истории. Вот, Вашингтон воспитывает свою внучку Нелли Кастис, убеждая ее не следовать переменчивой моде и не увлекаться легкомысленными танцами. Вот, Теодор Рузвельт выдерживает яростный натиск своей жены Алисы, которая пытается ему доказать самым выразительным способом необходимость предоставления равноправия женщинам. Артисты играют с увлечением, зрители с неменьшим интересом наблюдают за происходящим. По окончании мини-спектакля желающие задают вопросы. Их великое множество, но артисты охотно отвечают, ведь это входит в их задачи.

Наблюдая эти сцены, невольно задумываешься над тем, какое могучее средство приобщения к национальной истории заложено в театральном искусстве, приближенном к зрителю. Ведь актеры играют не на сцене, а на улицах, площадях, и в скверах, прямо среди толпы. Контакт со зрителями здесь является самым непосредственным. И зритель может не просто вообразить себя беседующим с первым президентом, но и сфотографироваться с ним на память. Бесспорно, это приближает к Истории сильнее, чем фильм на экране кинотеатра или телевизора.

«Живая история» давно получила признание и широкое распространение в США. Выпускаются соответствующие журналы и информационные бюллетени, делаются объявления, создаются видеофильмы и т.д. Словом, создается солидное информационное обеспечение, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей. Большинство мероприятий «живой истории» – платное, но сумма для зрителей невысокая и вполне доступная.

«История среди нас, мы – не просто зрители, но и сами как бы участники этих событий» – такова главная идея, заложенная во всей этой деятельности. Издатель журнала «Живая история» Скотт О’Коннел утверждает, что историю не стоит изучать только по книгам. Она может изучаться путем ее «сотворения», т.е. непосредственного участия в событиях «живой истории». Это усиливает и стимулирует интерес к прошлому. Редактируемый им журнал ставит своей задачей не только информирование всех заинтересованных лиц, но и предполагает обмен идеями, как «продвинуть» постижение минувшего[1]. История многолика и разнообразна. Активисты «живой истории», которых насчитывается в США более 10 тысяч, находятся в поиске, пытаются обобщить накопленный опыт, обсудить имеющиеся проблемы, которых немало. Планируется проведение широкого форума – конференции для всех заинтересованных лиц: ученых-исследователей, активистов, спонсоров. Предполагается работа нескольких секций: секция истории и культуры, объединяющая активистов, интересующихся различными периодами истории, – Античность, Средние века, Ренессанс, Реформация, Революция ХVIII века, Гражданская война, Граница, Викторианская эпоха, Двадцатый век; секция искусств и ремесел, касающаяся изготовления оружия, военного снаряжения, истории костюма, развития науки и техники; секция социальной истории, посвященная знаменитым политикам и религиозным деятелям, крупным общественным движениям[2].

Велик интерес американцев к ранней колониальной истории. «Вкус прошлого» – так называется серия экскурсий в исторические дома и парки г. Лизбурга (Виргиния). «Мы обещаем, что ваши впечатления будут свежими и не шаблонными», – заявляют их организаторы. Целый город Вильямсберг превращен в исторический музей-заповедник ХVIII века, и вы можете бродить по его улицам и наблюдать сцены из жизни прошлого. Можно посетить многочисленные плантации, расположенные вдоль реки Джеймс и воочию представить себе безмятежную жизнь предвоенного Юга.

В пригороде Вашингтона – Александрии стоит побывать на постоялом дворе – «Таверна Гэдсби». Она зарегистрирована как национальный исторический памятник. Здесь можно ощутить атмосферу ранней Америки. В ХVIII веке, в этих изысканно убранных залах устраивались блистательные светские балы, встречи патриотов и приемы в честь нескольких президентов Соединенных Штатов. Джордж Вашингтон танцевал здесь со своей женой Мартой на втором этаже танцевального зала, где была слышна музыка с галереи. В своих письмах и дневниках гости единодушно расточали похвалы изысканному убранству таверны, которую называли лучшим ресторанным заведением Америки. На протяжении почти столетия таверна являлась центром политической, общественной и культурной жизни важного порта колонии. Джон Гэдсби, в честь которого она наречена, приобрел международную известность как владелец этого заведения, состоящего из двух больших зданий, с 1796 по 1808 годы. Городская гостиница, сооруженная в конце XVIII века, представлялась современникам настоящим небоскребом. На ступенях таверны Дж. Вашингтон принимал свой последний военный парад. Здания, выстроенные в лучших традициях георгианской архитектуры, сохранены и реставрированы в первозданном виде конца XVIII века. Ресторан воспроизводит рецепты блюд, сервировку, мебель и костюмы того времени. Посетители таверны Гэдсби могут насладиться подлинной живой атмосферой колониального прошлого Америки. Здесь также устраиваются мероприятия «живой истории».

В Александрии сохраняется немало других памятных зданий. Очаровательные дома морских капитанов в стиле колониальной архитектуры, построенные в период процветания морского порта, тянутся вдоль булыжных мостовых, которые прокладывались гессенскими пленными Дж. Вашингтона. Особо выделяются своей архитектурой здания старинных церквей. Пресвитерианская церковь, построенная шотландцами в 1774 году, была местом собрания выдающихся деятелей Войны за независимость. В этой церкви была отслужена заупокойная служба по Дж. Вашингтону 29 декабря 1799 года. На кладбище находится могила неизвестного солдата Американской Революции. В Национальном Масонском Мемориале Джорджа Вашингтона сохраняются его некоторые личные вещи, среди которых фамильная библия и часы, которые были остановлены в час его смерти. Интересным памятником старины является здание Пожарного Общества Фрэндшип, организованного группой добровольцев в 1774 году и избравших Дж. Вашингтона своим почетным членом. Бродя по улицам Александрии, буквально ощущаешь шаги времени, как бы чувствуешь «неповторимый аромат» колониального прошлого Америки. И кажется, что сама История оживает, когда по эти улицам проходят участники костюмированного Парада в честь Дня рождения Первого американского президента[3].

С тех давних времен в Джорджтауне (район г. Вашингтона) бережно сохраняется Старый каменный дом. Вообразите на одно мгновение, что вы вернулись назад, в ХVIII столетие, в колониальные времена. Звуки уличного движения вполне могут быть цоканьем копыт четверок лошадей, запряженных в повозки, отправляющиеся на рынок, а также шумом катящихся тяжелых бочек, набитых знаменитым табаком с виргинских плантаций. В те дни парусные корабли швартовались у Новой верфи на реке Потомак и ждали погрузки. Этот старый дом был свидетелем бесчисленных перемен исторических событий и лиц. Он помнит основание столицы США, когда служил временной штаб-квартирой главному архитектору и создателю города Вашингтона французу Пьеру Ланфану. Подобно большинству домов того времени первый этаж состоял из мастерской хозяина, лавки, кухни и подсобных помещений, а семья жила наверху. Огромный камин на кухне служил для приготовления пищи и отопления жилища. Мебель, прочная и добротная, сделана руками самого хозяина. Свечи также изготовляли сами. Экскурсовод охотно и обстоятельно рассказывает о первых владельцах дома – семье Лейманов. После экскурсии можно немного прогуляться по небольшому садику в английском стиле[4].

Пройдя несколько кварталов от Старого дома, вы оказываетесь на берегу канала Чезапик – Огайо, где вас поджидает новый сюрприз – дорога в прошлое водного транспорта. Ежедневно желающие могут наблюдать, как с помощью старинного механизма разводятся ворота шлюза и появляется старинная баржа, в которую затем впрягают мулов служители в старинных костюмах. В настоящее время эти баржи служат для водных прогулок туристов. Это живописное и запоминающееся зрелище напоминает о том, что каналы были главными транспортными артериями. На берегу набережной реки Рок Крик, впадающей в Потомак, расположена живописная мельница ХIХ века, на которой вы сможете познакомиться со старинной технологией мукомольного дела.

Но не только колониальное Прошлое и Война за Независимость являются объектами бережной заботы и внимания, а также сюжетами для инсценировок «живой истории». Не меньший интерес у американской общественности вызывает Гражданская Война Севера и Юга. Вокруг американской столицы сохраняется «кольцо укреплений» – фортов, которые служили целям ее обороны. Среди них наиболее примечателен форт Вард, восстановленный по фотографиям Мэтью Брэдди, знаменитого фотографа времен Гражданской войны. В музее есть прекрасная коллекция экспонатов того периода. Исторический парк площадью в 40 акров включает реставрированный бастион с пушками ХIХ века, на его территории также устраиваются разнообразные представления[5]. Огромное количество памятников времен Гражданской войны реставрировано и превращено в музеи в г. Ричмонде, который был столицей Конфедерации Юга. Среди них – Белый Дом Конфедерации, Капитолий штата Виргиния, Холивудское кладбище, места сражений.

>Создано немало небольших исторических обществ, объединяющих лиц, интересующихся Историей Гражданской войны. Наиболее примечательны из них – те, которые связаны с «живой историей». Так, например, созданы – Общество 17-го Виргинского пехотного полка и Общество 93-го Пенсильванского волонтерского пехотного полка, которые приглашают всех энтузиастов присоединиться к ним. Участники этих Обществ шьют себе соответствующую форму и подбирают амуницию, а также необходимое военное снаряжение. Они считают, что их задача состоит в том, чтобы просвещать всех американцев в их познаниях собственной истории и сохранять Прошлое посредством «живой истории»[6].

В связи со 130-й годовщиной окончания Гражданской войны немало театрализованных представлений разворачивалось вокруг Вашингтона и в бывшей столице конфедерации Юга – Ричмонде. 23 апреля желающих, например, приглашали отправиться в г. Салли (графство Ферфакс) и посмотреть, как выглядели военные лагеря северян и конфедератов, понаблюдать военные парады и батальные сцены, насладиться изысканными приемами в гостиной ХIХ века, потанцевать с дамами в кринолинах, поиграть в старинные салонные игры. 13-14 мая в городе Лизбурге (Виргиния) можно было прошагать по улицам с армией конфедератов генерала Ли, побывать в полевом госпитале, на телеграфе 1860 года, посмотреть, как военная полиция расправляется с мародерами, шпионами, дезертирами, как работает фотограф с аппаратурой прошлого века и получить на память фотографию. Перед зрителями разворачивались сцены военной и гражданской жизни ХIХ века, разыгрывалась по этапам кровопролитнейшая битва гражданской войны при Антиетаме.

Еще более насыщенной была программа мероприятий «живой истории», проводимых в г. Ричмонде и его окрестностях. «Финальные дни: Петерсберг, март 1865»; «”Синие мундиры в Сером городе”. Последние дни войны в Ричмонде»; «Воспроизведение сражений при Аппоматоксе и Сэйлорс Крик, а также церемония подписания капитуляции Юга» – таковы названия некоторых из них[7].

Внести историю в жизнь, сделать ее ближе, понятнее, доступнее – этому благородному делу прекрасно служат многочисленные американские исторические музеи. Фактически у каждого музея есть друзья и добровольцы, которые помогают в проведении экскурсий, в сборе материалов и оформлении экспозиций, осуществлении мероприятий «живой истории». Специальные музеи представляют жизнь фермеров и жизнь первых поселенцев Границы, жизнь индейских поселков, историю транспорта, почты, представляют текстильное, фарфоровое и другие виды производств. Демонстрируются действующие модели. Многие из этих музеев имеют вполне традиционные экспозиции, но мне хотелось бы отметить те находки сотрудников, которые приближают зрителя к музейным экспонатам. Это и необычная форма подачи материалов, когда экспозиция строится не по хронологическому, а по проблемному принципу, как это делается в Смитсониэнском Национальном Музее Американской Истории. Один из залов называется «История своими руками», и любой, пришедший сюда, может попробовать оседлать лошадь, очистить хлопок с помощью джин-машины Уитни, отправить телеграмму на аппарате Морзе, поработать на ручном ткацком станке и ручной швейной машине. Взрослые приходят сюда со своими детьми. Интересно всем. А если что-то не получается, то к их услугам множество инструкций или опытный экскурсовод.

Практически во всех музеях используются художественные, документальные фильмы, видеозаписи; записи музыки и песен прошлых лет, что позволяет создать соответствующую атмосферу. Было интересно наблюдать в музее Б. Франклина в Филадельфии за неподвижными фигурками кукол, изображающими дипломатический прием при французском королевском дворе; когда луч света выхватывал из темноты их одну за другой, одновременно шло озвучивание с помощью записанного радиоспектакля, и «сцена» наполнялась жизнью и содержанием. В соседнем зале посетитель оказывался на современной телефонной станции с множеством аппаратов. На стене – номера телефонов всех знаменитых американцев ХVIII–ХIХ веков. Вы хотите позвонить президенту А. Линкольну? Наберите соответствующий номер. В трубке звучит ответ секретаря, что к сожалению президент очень занят, он работает над текстом Прокламации об освобождении рабов. Ну что же, не беда. Попробуем позвонить еще. Но кому? Ведь выбор достаточно велик. Ну, хотя бы редактору весьма популярной в ХIХ веке газеты «Нью-Йорк Дейли Трибюн» Хорасу Грили. Он сам отвечает хорошо оставленным актерским голосом. И вы узнаете из его ответа слова хорошо известной передовицы 1860 года.

Не менее приятно беседовать с экскурсоводом, одетой в платье XVIII века, в церкви Святого Джона в г. Ричмонде о знаменитом Патрике Генри, послушать как звучит старинный орган и вспомнить знаменитый призыв, родившийся в этих стенах: «Дайте мне свободу, или дайте мне умереть!» И если вас захватит рассказ экскурсовода, вы непременно захотите прийти сюда в воскресенье снова и услышать эту знаменитую речь из его уст. Разумеется, исполнять роль Патрика Генри будет загримированный и одетый соответствующим образом актер Американского Исторического Театра[8].

Наблюдая все это, понимаешь более ясно, какое огромное воздействие «живая история» может оказывать на обычных людей, весьма далеких от ее профессионального изучения. Американцы несомненно любят и ценят свою историю, им хочется воскрешать из прошлого только ее самые замечательные страницы. Американская общественность не жалеет усилий для сохранения исторического наследия – старинных домов, усадеб, национальных парков, мест сражений, музеев. Возникает впечатление, что вся Америка занята поисками своих корней. Создано Национальное генеалогическое общество, готовое помочь своим членам в поисках далеких предков и ныне здравствующих отдаленных родственников, поскольку оно располагает компьютерной базой данных и библиотекой из 23 тысяч томов. Вообще в США великое множество различных исторических обществ, членами которых может стать любой желающий. Большинство этих обществ функционирует за счет членских взносов, доходов от издательской и коммерческой деятельности и не имеют финансовой поддержки государства. Только под эгидой Организации Американской Истории объединено их более 30. А количество членов самой ОАИ свыше 12 тысяч человек. Традиции сохраняются из поколения в поколение. Было удивительно узнать, что в Америке до сих пор действуют организации, возникшие еще в XVIII веке; Общество Цинциннати, Общество Дочерей Американской Революции. Очень влиятельными и многочисленными являются масонские организации. В масонских храмах проводятся экскурсии. Сами масоны активно участвуют в различных парадах и церемониях. Например, в День рождения президента Дж. Вашингтона в его имении Маунт-Вернон масоны устраивали церемонию возложения венков на его могилу. В этот день в Маунт-Верноне собралось очень много зрителей еще и потому, что проводились показательные учения колониальных войск XVIII века, затем «сам именинник вместе со своей женой» приглашал на именинный торт. Всем было весело, а, главное, можно было оставить на память фотографии. В Маунт-Верноне также часто организуются мероприятия «живой истории», показывающие сцены повседневной жизни американской плантации XVIII века; домашнюю хозяйственную деятельность, работы в саду и на табачной плантации, сцены из жизни рабов.

Очевидно, что самым важным элементом всей работы по пропаганде исторических знаний является массовость участия в ней людей самых разных возрастов и профессий. Просто поражает разнообразие форм «живой истории». Создан специальный исторический канал кабельного телевидения, который работает с января 1995 года. На этом канале оживают страсти и драмы мировой истории в захватывающих и чарующих программах на разные темы. Он представляет такие программы, как «Год за годом», которая фокусируется на некоторых богатых событиями интересных периодах истории. Программа «Современные чудеса» предлагает воскресить процесс создания таких признанных чудес света, как Эйфелева башня, мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Практикуется показ исторических художественных фильмов с комментариями специалистов и специальными перерывами на вопросы зрителей[9]. Быть свидетелями истории «в действии» становится привычным для телезрителей и помогает им оценивать настоящее, опираясь на опыт прошлого.

Очень много внимания уделяется в США воспитанию молодежи – учащихся школ, колледжей, студентов университетов на исторических традициях. Об этом немало говорилось на 88 съезде ОАИ, проходящем в Вашингтоне. Интересным и впечатляющим мероприятием становится общенациональный День Истории, когда наряду с мероприятиями «Живой истории» проводится конкурс на лучшую работу среди студентов по истории. В 1995 году он был посвящен 50-летию окончания Второй мировой войны и 50-летию создания ООН. Было интересно наблюдать, что обязательным элементом изучения истории Гражданской войны в Университете имени Дж. Вашингтона является не только чтение монографий и сдача экзаменов, но и поездка на поле сражения при Геттисберге и описание полученных там впечатлений.

«Живая история» в США уже вышла за рамки собственно национальной истории. Надолго запомнится посещение Шекспировской библиотеки в Вашингтоне в День рождения Шекспира. Гостей приветствовала сама королева Елизавета I и ее многочисленная свита. В зале можно было побеседовать со златошвейкой XVI века, и она была готова охотно поделиться с вами секретами своего мастерства. Точно также можно было вступить в оживленный диалог с аптекарем той же эпохи, и перед вами открывались многие удивительные секреты. В США можно побывать в настоящем тюдоровском замке и даже поприсутствовать на настоящем рыцарском средневековом турнире. 20-21 мая легендарный замок Камелот времен короля Артура переселился в штат Мэриленд. Устраиваемая местными активистами «живой истории», настоящая средневековая ярмарка призвана отвечать самым разнообразным вкусам зрителей. Демонстрировались макеты средневековых замков и кораблей. На «ярмарке» можно было встретить рыцарей в латах, дам в живописных средневековых нарядах, простолюдинов, занятых их повседневными занятиями. Перед зрителями выступали гимнасты, канатоходцы, шпагоглотатели, танцоры, сказители, комедианты. Разыгрывались комедии Шекспира. Ремесленники демонстрировали свое мастерство в различных областях. Желающие тоже могли испробовать собственные таланты в мастерстве кузнеца или медника. Наряду со средневековой историей у американцев растет интерес и к античности, о чем говорит создание соответствующих групп энтузиастов.

Формы «живой истории», как мы могли убедиться, действительно разнообразны и интересны. Не все получается на строгий взгляд специалиста удачно и в строгом соответствии с исторической действительностью, но несомненно, что при всех имеющихся недостатках достигается главное – интерес и любовь к собственной истории громадного количества людей. Вот почему подобный опыт не просто интересен. Он заслуживает пристального внимания и изучения и в нашей стране, чья история намного богаче и многообразнее. Наблюдая отношение различных слоев американского общества к своей национальной истории, отчетливее осознаешь, как велика доля ответственности историков-специалистов перед своими соотечественниками, чтобы сформировать уважение и гордость за достижения собственной страны. Вот почему так важен интерес, который в современной американской историографии проявляется к судьбам простых людей Америки, к повседневной жизни, что находит свое отражение в грандиозных проектах Общества Устной Истории, также как и в охарактеризованных выше мероприятиях « живой истории». Возможно, что изложенное в данной заметке, многим читателям покажется чем-то несущественным и недостаточно серьезным. Но, мне, как человеку, видевшему многое из описанных сцен «живой истории» своими глазами, хочется возразить подобным критикам. Разве не является благородной целью всех историков – специалистов не только изучение, но и пропаганда исторических знаний, воспитание уважения к собственной истории, к собственной стране. Очевидно, для того, чтобы подобный опыт «живой истории» мог утвердиться более широко и в нашей стране, а некоторый и немаловажный опыт в этой области уже имеется, необходимо внимательное отношение к опыту других стран, а также нужны энтузиазм и внимание к подобной сфере жизни общества со стороны всех заинтересованных лиц.

«Research for this article was supported in part by a grant from ACTR/ACCELS, with funds provided by the United States Information Agency. Neither of these organizations is responsible for the views expressed.

[1] Living History. The Journal of Historical Reenactment and Interaction. Spring 1995. P. 4.

[2] Ibid. P.5.

[3] Historic Preservation. The Magazine of the National Trust for Historic Preservation. January-February 1995. Vol. 47. No 1. P.106.

[4] Metro History News. A Publication of the Historical Society of Washington DC. Winter 1994 – 1995. Vol. 2. No 3. P.14.

[5] The Fort Ward Dispatch. Vol. X. Winter / Spring 1995. No 1.

[6] Guide to Historic Virginia. April 1995. Vol. 1V. No 1. P. 19–20.

[7] Guide to Virginia»s Civil War. Battlefields and Sites. Special edition. 1995. P. 11.

[8] Guide to Richmond»s East End. A Publication of the East District Initiative. City of Richmond. Vol. 11. No 1. May 1995. P. 8.

[9] Living History. Newsletter. Spring 1995. P.1.