1618 просмотров

Масонский храм в Филадельфии

Мемориальная доска на храме

Побывать в действующем масонском храме, что может быть интереснее для историка, занимающегося американистикой. Когда я в первый раз приехала в Америку, то очень стремилась в Филадельфию, как самый важный город в истории этой страны. Я, конечно же, отправилась в Филадельфию, и была очень удивлена тем, что в центре города есть такой роскошный масонский храм. Любопытство – вещь необходимая историку. Не найдя никаких запретительных надписей, я смело вошла внутрь. Я помню, что храм поразил меня своими размерами и богатством декора. Но самое невероятное для меня тогда было то, что я так никого и не встретила. Я ходила по залам, где освещение горело вполнакала, и рассматривала музейные витрины. Даже взяла на память распечатку о масонах – президентах США, поскольку на ней было написано, что – это бесплатный сувенир. Так и не столкнувшись ни с кем из самих масонов или охраны, я покинула здание. Все это оставило какое-то странное ощущение нереальности.

Другие посещения Филадельфии тоже давали возможность побывать в этом здании, которое в первый раз показалось таким таинственным. Но поскольку это уже было в веке нынешнем, у меня был цифровой фотоаппарат и согласие гида-масона на фотографирование. Экскурсия во время второго моего посещения храма была бесплатная. В третий раз была какая-то символическая сумма, которая не задержалась в памяти. Сейчас на сайте храма стоит цифра в 8 долларов за экскурсию, потому что этот храм открыт для посещений в дневные часы.

Он отнесен к историческим реликвиям США. 27 мая 1971 года, филадельфийский храм был включен в «Национальный реестр исторических мест США». Он также является Национальным историческим памятником.

Храм ежегодно посещают тысячи туристов, которым любопытно больше узнать об истории масонства, (о современности рассказывают только в плане благотворительной деятельности).

США – несомненно, страна с богатыми масонскими традициями. Тайные организации здесь были с самого начала возникновения колоний Великобритании. Они играли важную роль в Войне за независимость и создании американской государственности. В книге масона Г.В.Б. Вуриса, «Масонство в Северной Америке. Кладезь Масонских Знаний в доступной форме вопросов и ответов. Ричмонд, 1977, размещенной в свободном доступе в Интернете, есть любопытные факты о том, сколько масонов было среди офицерства революционной армии. Он пишет, что кроме главнокомандующего Вашингтона, было 14 генерал-майоров, 44 бригадных генерала (все, кроме одного), многие младшие офицеры. Тринадцать человек из числа, подписавших Конституцию, были масонами, и четырнадцать президентов США, также состояли в братстве.

Еще интереснее было бы узнать, сколько же масонов в современных США, но эти сведения не могут считаться точными, поскольку не все масонские организации готовы обнародовать такие сведения. В масонском храме в Вашингтоне гид говорил мне о чуть ли не о 10 млн. членов, но, скорее всего это цифра является завышенной. Вурис в указанной книге называет цифру приблизительно в 5 млн. И это ближе к реальности.

Но вернемся к филадельфийскому храму. Он – не случайно такой огромный и импозантный. Масонство в Пенсильвании было тесно связано с Обществом друзей, т.е. квакерами, которые основали этот штат. И самый известный просветитель Америки Бенджамин Франклин, о котором я писала в одной из своих заметок, очень способствовал распространению франкмасонства в Америке в колониальные времена, опубликовав в 1734 году книгу «Конституции» Андерсона. Как пишет все тот же Вурис, это издание известно под названием «Перепечатка Франклина». Всего сохранились 17 экземпляров первого издания, и это самая редкая из масонских книг в Америке.

Масонский храм в Филадельфии был построен в 1868-1873 году в неоготическом стиле. Архитектором был масон Норман Джеймс Х. Уиндрим (1840–1919), которому было в то время 27 лет. Он выиграл конкурс на лучший проект. Закладка первого камня была красочной церемонией. Массивный, гранитный, краеугольный камень, весом в десять тонн, был заложен в основание здания в День Иоанна Крестителя – 24 июня 1868 года. На торжественной закладке краеугольного камня великий мастер Ричард Вокс использовал молоток Джорджа Вашингтона. Это был именно тот инструмент, с помощью которого Вашингтон осуществлял закладку краеугольного камня Капитолия при его основании в 1793 году.

Храм располагается в центре города на Норт Брод Стрит 1, напротив Сити-холла. Он служит штаб-квартирой Великой Ложи Пенсильвании, и служит местом встреч 28 филадельфийских лож.

Его красочные интерьеры, в которых сочетаются самые разные стили и эпохи, как европейские, так и восточные, проектировались художником-дизайнером Джорджем Херцогом (1851–1920). Отделка интерьеров заняла 15 лет. Строительство и отделка здания были окончательно завершены в 1908 году.

В настоящее время в здании храма располагаются Пенсильванский музей, содержащий ценную коллекцию артефактов и скульптуры Уильяма Раша, и Масонская библиотека, хранящая огромное количество масонской литературы.

Высокие и красивые фасады, выходящие на улицы Брод и Филберт, делают филадельфийский храм одним из архитектурных чудес Филадельфии. Отделочный камень фасадов был привезен из Египта. Что касается его интерьеров, то, в самом начале, посетитель поднимается по роскошной парадной лестнице, отлитой из чугуна компанией Роберта Вуда в Филадельфии более 100 лет назад. Стены увешаны портретами гроссмейстеров ложи.

В филадельфийском храме семь больших залов, а также музей, по которым проводят экскурсии. Один зал расположен на первом этаже, на втором этаже – пять других и один на третьем. Есть много помещений, не доступных для посетителей: это комитетские комнаты, офисы, кухня и банкетный зал.

Если двигаться, согласно плану экскурсии, от одного зала к другому, то благодаря их разнообразным стилям, как бы попадаешь в разные эпохи. Все залы отличаются великолепием отделки интерьеров, устланы великолепными коврами, имеют антикварную мебель. В каждом зале – кресло гроссмейстера, скамьи для рядовых членов ложи слева и справа. В центре каждого зала – алтарь для совершения обряда принятия новых членов с тремя факелами, символизирующими Солнце, Луну и руководителя Ложи – гроссмейстера.

Восточный зал декорирован в мавританском стиле. Элементы его внутренней отделки были скопированы с интерьеров и внутренних дворов Альгамбры в Гранаде (Испания). Потолок скопирован с Зала послов и содержит около 7 тыс. панелей различных форм. Светильники вначале были газовыми, а в 1899 году было проведено электрическое освещение.

Готический зал, также известный под именем «Убежище рыцарей Храмовиков». Девиз «In hoc signo vinces» переводится с латыни как «Сим победиши». Трон в зале – копия подобного же в Кентерберийском соборе (Англия).

Ионический зал отличается тем, что колонны, украшающие его выполнены в ионическом ордере. По стенам зала – портреты гроссмейстеров ложи в полный рост. Часы на западной стене – одни из самых старинных в храме. Они были созданы в 1874 году, исправно работают и сейчас.

Египетский зал является местом, где воспроизведены росписи и фрески древнеегипетских храмов и захоронений. Ложе потребовалось 3 года исследовательских и подготовительных работ в Египте и затем 12 лет на воплощение проекта в этом зале.

Норманнский зал отличается кельтскими и древнескандинавскими орнаментами. Витые узоры на потолке скопированы с ирландских манускриптов 8 века, которые хранятся в колледже Св. Троицы в ирландской столице Дублине. Потолочные балки сделаны из гипса, раскрашенного под английский дуб. Часы на западной стене с буквами, расположенными по часовой стрелке – «BAYSE», против часовой стрелки – «NEWCOMB», были подарены ложе в 1927 году. Бейз Ньюкомб был гроссмейстером ложи в 1821 году.

Ренессансный зал – один из самых больших. Его высота составляет почти 15 метров. Слева – восточная стена с изображением Иисуса Навина, которого масоны считают первосвященником. Справа – западная стена с изображением св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В зале есть копии изображений из Сикстинской капеллы в Ватикане. Ниши в стенах воспроизведены по образцам итальянских соборов.

Коринфский зал – самый большой зал заседаний в храме. Его длина – 32,6 м, а высота – 15,8 м. Детали интерьера скопированы с древнегреческих храмов. В зале происходят заседания Великой ложи Пенсильвании.

В музее филадельфийского храма хранятся масонский фартук Джорджа Вашингтона и масонский пояс Бенджамина Франклина (бывшего заместителем гроссмейстера Великой ложи Пенсильвании в 1750 г.).

В музее есть копия-макет масонского монумента на поле битвы Геттисберге. Он называется: «Друг к другу – нерушимое братство». Макет изображает эпизод Гражданской войны в США, когда раненый в битве при Геттисберге генерал конфедератов Льюис Эддисон Армистед подал масонский знак, который узнал капитан северян Генри Бингхэм, тоже масон, и пришел ему на помощь. Не смотря на оказанную помощь, Армистед умер в госпитале через два дня. Символично же то, что противоборствующие стороны готовы были прийти на помощь друг другу после битвы. Считается, что в битве при Геттисберге с обеих сторон участвовало около 15 тыс. масонов.

Покидая этот масонский храм, я невольно остановила взгляд на статуе сфинкса. Это очень символично, потому что при всей открытости масонских храмов в Америке, у них есть немало тайн…