1111 просмотров

Впечатления об американских университетах

Профессор Алентьева Т.В.

Этой статьей я начинаю цикл статей, основанных на моих впечатлениях о США, вынесенных из моих пребываний в США за время трех стажировок. Фотографии, иллюстрирующие статьи сделаны мной.

Мне пришлось стажироваться в Университете имени Дж. Вашингтона и Джорджтаунском университете (г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия) а также довелось побывать в связи с научными конференциями: в Университете Дж. Мэйсона (Виргиния), знаменитом Виргинском университете, основанном Т. Джефферсоном (Шарлоттсвиль), Мэрилендском университете, Колумбийском университете (Нью-Йорк), Гарвардском университете (Бостон). 

Что поражало при первом знакомстве с любым американским университетом, так это удивительная чистота и ухоженность зданий, окружающего пространства, внутренних помещений.

    Американские университеты огромны: это, как правило, целые городки, в которых без специальной схемы трудно ориентироваться и легко заблудиться (иногда, чтобы передвигаться по кампусу университета нужно воспользоваться автобусом или машиной). Так основной кампус Джорджтаунского университета занимает104 акра и включает 58 зданий, здесь обучаются и живут более 5 тысяч студентов.

На территориях университетского кампуса располагаются административные здания, учебные корпуса, факультетские клубы, библиотеки, лаборатории, общежития и коттеджи, спортивные сооружения, бассейны, теннисные корты, стадионы, медицинские госпитали, кафе и магазины, концертные залы и кинотеатры, музеи и даже картинные галереи, памятники и скульптуры, лужайки, цветники, скверики и даже целые парки.

Все выглядит ухоженным, опрятным, все свидетельствует об уважительном и бережном отношении. Здесь не увидишь следы вандализма или пренебрежительного отношения со стороны студентов к университетскому имуществу. Конечно, это можно объяснить высокой стоимостью обучения и системой весьма суровых санкций. Но не только этим. Наличие корпоративной этики, базирующейся на этосе науки, демократических ценностях и академических свободах, делает студентов сопричастными этому корпоративному духу. Вся воспитательная работа нацелена на формирования гордости за свою Alma Mater, чувства причастности к студенческому братству. Выпускники университетов на всю жизнь сохраняют благодарность своим преподавателям и университету, дарят подарки, стремятся оказать финансовую помощь. Помню, как поразил меня тот факт, что выпускники Университета имени Дж. Вашингтона подарили своей Alma Mater красивые уличные часы и нарядные ворота, а в Джорджтаунском университете  существует традиция дарить родному вузу красивые цветущие деревья.

В университетах действуют многочисленные студенческие клубы, большое количество «кружков по интересам» – от поэзии до политики, много внимания уделяется организации досуга студентов: развитию спорта, туризма, организации кружков по интересам, вечеров, экскурсий, дискотек и т.п. Очень большое значение придается художественной самодеятельности: эстрадные и симфонические оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, театральные постановки и спектакли. Уровень их подчас довольно высок и мало чем уступает профессиональному. Особо следует сказать о настоящем культе спорта и здорового образа жизни. Каждый университет имеет спортивные команды по различным видам состязаний, часто не уступающие профессиональным, а основная масса студентов являются самыми страстными болельщиками.

В университетах действует студенческое самоуправление, которое помогает решать самые различные житейские проблемы, включая временное трудоустройство. Существуют объединения юношей – «братства» (fraternities) и девушек – «сестричества» (sororities).

У многих университетов, помимо официальной символики, существуют еще и общепризнанные «тотемы». Так, в Мэрилендском университете это черепаха, к скульптурному изображению которой надо прийти перед экзаменом и, потерев ей нос, попросить об удаче. (В Университете имени Дж. Вашингтона – бегемот, в Джорджтаунском – бульдог и т.п.). Так формируются неформальные традиции, сплачивающие и воспитывающие студентов. Не следует думать, что студенты в США полагаются главным образом на удачу, наблюдения за их учебой и жизнью показывают, что учатся они не «за страх, а за совесть».

Вспоминаю вечер интернациональной дружбы, на котором я была в International House (так называется общежитие) в Колумбийском университете. Это было самое обычное для нашего недавнего прошлого мероприятие. Участники нарядились в национальные костюмы (в американских университетах обучаются студенты из различных стран), были выступления художественной самодеятельности, коллективное разучивание песен и танцев. Всем было весело и интересно. Вечер завершился чаепитием. Но это небольшое мероприятие, конечно, надолго запомнится участникам трогательным ощущением сопричастности к студенческому братству, когда все они, стоя в полутемном зале с зажженными свечами, пели спиричуэллс «Преломим вместе хлеб» (листки со словами всем раздали заранее).

Наиболее яркие события в жизни любого американского университета – это дни их основания. К таким праздникам готовятся заранее. День рождения Джорджтаунского университета отмечался в течение двух дней. Это было яркое запоминающееся зрелище и целая сеть мероприятий: от выступления президента университета до разрезания огромного праздничного торта и совместного угощения.

В Джорджтаунском университете главная площадка, называемая «Красной площадью», – место для самых различных объявлений. Они появляются практически каждый день и сообщают о самых различных мероприятиях, акциях, празднествах, семинарах, дискуссиях, обсуждении фильмов, спектаклей, книг и т.п.

Формированию гордости студентов за родной университет способствует широкое информирование о научных достижениях, премиях, наградах, престижных званиях, конференциях, симпозиумах и т.п. Этому служит Интернет (сайты университетов здесь постоянно обновляются), а также университетская печать. Как правило, в университете издается не одна, а несколько газет, ориентированных на различные круги читателей, как среди преподавателей и студентов, так и административного, вспомогательного персонала. В Джорджтаунском университете издается несколько газет: «Georgetown Magazine», «Blue & Gray» («Синие и серые»), «Hoya» («Хойя»). Название последней является официальным девизом университета и составлено из греческих и латинских слов, которые приблизительно означают: «даешь камни!» Этот девиз должен связываться с камнями внешней стены, окружающей кампус и защищающей его «от внешнего мира». Некоторые, правда, утверждают, что этот девиз возник в XIX веке после создания знаменитого бейсбольного клуба «Каменные стены Джорджтауна».

Но, разумеется, главная цель любого университета – подготовка высококвалифицированных специалистов. Отношения между преподавателями и студентами строятся на строго академической основе, но не лишены доверительности в организации научных и личных контактов. На лекциях и других аудиторных занятиях студенты могут задавать любые вопросы, как в письменной, так и в устной форме.

У каждого постоянного преподавателя в университете имеется свой кабинет (офис), в котором есть телефон, компьютер с подключением к Интернету, письменный стол, кресла, стеллажи для книг, которых может быть огромное количество. Хозяин кабинета может оборудовать его по своему вкусу, в соответствии со своими привычками и эстетическими представлениями. Он имеет право работать здесь в любое время суток, для студенческих консультаций отведены определенные часы. Вообще следует признать, что для американских преподавателей создаются самые благоприятные условия для работы, включая бесплатный доступ в Интернет и бесплатное ксерокопирование, а также пользование различными бытовыми электроприборами: холодильником, СВЧ-печью, кофеваркой и чайником. Поэтому на работе можно проводить большую часть времени, занимаясь не только преподаванием, но и научным творчеством.

Сами преподаватели стремятся вести себя демократично, но сохраняют определенную дистанцию. Многие демонстрируют свой демократизм и во внешнем облике, манере одеваться, совершенно не свойственной российской академической среде. Студенты носят простую, удобную и недорогую одежду, независимо от их финансового положения, как правило, с университетской символикой. Демонстрация нарядов не приветствуется и не принята. Они могут быть раскованными в своем поведении, но всегда вежливы, предупредительны, воспитаны. Главное отличие от российских студентов – полное отсутствие подсказок, учиться должен каждый сам. На лекциях и семинарах поощряется дух дискуссии, стремление защитить собственное мнение, даже когда оно кардинально расходится с мнением преподавателя. В любом университете царят культ познания и культ работы.

Разумеется, гордость любого американского университета – библиотеки. Это, как правило, всегда самое красивое здание. Библиотеки поражают размерами, огромным количеством книг, журналов и т.п. В библиотеке Гарвардского университета – 12,5 млн. книг, в Стэнфордском – 6,5 млн. В Университете имени Дж. Вашингтона и Джорджтаунском университете библиотеки – это шестиэтажные здания, с огромными залами на каждом этаже, со стеллажами, заполненными книгами от пола до потолка, со свободным доступом к ним читателей. Найти необходимую книгу можно с помощью электронных каталогов. Здесь же на каждом этаже читальные залы и небольшие комнаты, где можно заниматься индивидуально. Рядом со стеллажами стоят копировальные машины, и необходимую ксерокопию можно сделать самому (оплата производится специальными карточками). В библиотеках обязательно имеются компьютерные залы со свободным доступом в Интернет, необходимые материалы можно сразу же распечатать. У всех библиотек удобный для посетителей и гибкий график работы. В некоторые дни они работают с 7 утра до 12 ночи. Книги, газеты, журналы не заказываются, а берутся с открытых полок, их можно в неограниченном количестве брать домой, оформив предварительно у библиотекаря. Что особенно приятно для исследователей из России – это огромное количество самой разнообразной научной, художественной литературы, журналов и газет на русском языке. В Джорджтаунском университете давно и успешно действует Центр евразийских, русских и восточноевропейских исследований, у которого есть своя библиотека. Центр издает свой собственный информационный бюллетень: «CERES newsletter», в котором сообщает самую различную информацию, в том числе и о российских ученых, ставших гостями университета.

Особо следует отметить университетские книжные магазины, где можно найти нужную литературу по самым разным специальностям, а также сувениры с университетской символикой – майки, футболки, куртки с названием университетов, – их любят носить и студенты, и преподаватели, это сразу выделяет принадлежащих к данному научному сообществу. Каждый университет имеет свои эмблемы, гербы, даже свои цвета. Так Джорджтаунский университет избрал своими цветами: серый и синий. Произошло это не случайно. В период ожесточенной Гражданской войны Севера и Юга 925 выпускников и студентов присоединились к армии конфедератов, а 216 – к армии Союза. Территория колледжа была занята федеральными войсками, его корпуса использовались для военных госпиталей. После окончания войны официальными цветами университета стали серый (цвет южан) и синий (цвет северян), как символы восстановления единства страны.

То, что поражает всегда у американских студентов – это отношение к своему университету как к важной и ответственной части, потому что студенческая дружба остается навсегда, также как и признательность к своей Alma Mater.